Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее являются стихотворения о любви, написанные женщинами. Одним из них стало произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 г.
Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за Н. Гумилевым. Однако оно не было посвящено мужу. Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.
В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».
Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.
Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.
В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.
А мне эти стихи близки, я переживала подобное. Такое происходит , когда тебя любят больше, чем ты, но ты небезразлична, а просто чуть меньше, чем он. Тогда пробуешь коготки, нервы щекотишь, раздвигает границы возможного, убеждаешься, что » можешь». Здесь много страсти внутренней должно быть. Анализ хороший, только я не согласна, что он 100 % уйдет. Здесь тонкая грань, вариант, что он уйдет возможен, но для меня, это 50 на 50%. Для меня в фразе » не стой на ветру» , скорее, принятие ее такой какая она есть, чем окончательный уход.однако, человек после этой сцены будет серьезно взвешивать свое любое решение, как простить, так и уйти. Здесь без вариантов.
А писать в «Золотой и Серебряный» век было сложнее, чем сейчас. Ведь тогда они писали все стихи по размерам (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, спондей, дактиль, пиррихий, трибрахий). Как хорошо, что эти динозавры уже в прошлом. Всё равно многое получается по размерам. Как мне один автор написал, что надо их изучать и выдёргивать оттуда всё лучшее. А я скажу так не надо. Главное, чтобы была красота, созвучие и динамика, лёгкость и простота, и магия, чтобы в них проблёскивали и смысл, и тайна, и мистика… Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Пишу для вас не Ямбом, ни Хореем…
Я в этом деле вовсе не мАстак.
В наш век все эти мЕтры захиЕрели,
Теперь напишет даже и чудАк.
Замечание себе. Алексей, а одна Е у тебя лишняя.
Надо захирЕли. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Любви нет. Есть эйфорическая реакция на секрецию на начальном этапе 2-фенилэтиламина, допамина и норэпинефрина, с последующей поддержкой уже «долгоиграющими» эндогенными морфинами — эндорфинами (так как фенилэтиламин достаточно быстро расщепляется моноаминоксигеназой). Это биохимия. Совершать что-то ради любви — это то же самое, как за секрецию желудка Родину продать. Стихи о любви — ничто иное, как описание литературным языком кайфа наркомана.
Сочувствую. Если вы искренне верите в свои слова.
Молодца..поставили диагноз..верю!
Этот стих точно описывает последствия нашей с близким парнем ссору. Точь в точь. Безумно больно стало от этих строк…
Очень понравилось, шикарное короткое, но за то со смыслом. Все кто осуждают писательницу, сами нечего не добились, и не умеют уважать чужой труд!
Алисочка, будь моим медвежонком
Классный анализ стиха…прямо как в моей душе
Обожаю Ахматову, одно из моих любимых)
Герой пьян и Ахматова когда писала сама была пьяна
Вы не можете этого точно знать, а если нарыли это через интернет, то нужно понимать: мы физически ничего четкого сказать не можем.
Абсолютно идиотский анализ стихотворения- почитайте биографию автора. Зачем пачкать мозги и без того бергамотной молодёжи.
Лирические произведения надо анализировать отдельно от биографии. А что конкретно вам не понравилось?
Противно заходить на сайт, где оскорбляют целое поколение людей. Люди бывают разные вне зависимости от возраста и ошибочно обобщать всех. У меня во дворе сидят сороколетние алкаши, которые про Ахматову никогда не слышали. Разве из этого следует, что старшее поколение безграмотно, не способно к понимаю поэзии, испорчено и его нужно презирать?
Хорошо бы дополнить инфой… Раз сказали » а».
Какое убожество так писать и считаться классиком!
Убожество писать такие комментарии
Если она считается классиком, значит заслужила! Ее знает пол мира, в отличии от вас, научитесь уважать чужой труд, и чужое мнение.
Прекрасно! Я очень люблю поэзию А Ахматовой!
Неплохо
привет всем душевный стих просто класс
Привет тебе тоже согласен стихотворение просто шик, бомба определённо лайк
Ну чего ещё скажешь о стервах,
Показавших внезапную прыть?
Если любишь играться на нервах,
Можешь запросто сильно простыть…
Браво!
В этих строках чувствуется… Да ничего в них не чувствуется. В том числе и таланта.
Да ну? очень чувствуется, мне с первого прочтения запало оно, читала несколько раз, даже наизусть запомнила. Может женщине его дано прочувствовать, а мужчинам не всем? скажем так?)
Полностью с вами согласен. Мне плевать что у меня будут десятки дизлайков. Ставьте на здоровье!
Я думаю,что НЕ СТОЙ НА ВЕТРУ —это предупреждение женщине —ВЕТЕР у него в душе, и плохо ей придется,если она не уйдет с его дороги
Как точно ! Момент разрыва отношений. Она виновата, и поняла что он не простит. он еще любит, но уже принял решение. Ни одного лишнего слова. Браво!
А я Ахматову не люблю и в ее искренность не верю. От ее стихов веет фальшивостью и позерством
Вообще, частично Вы правы) У Ахматовой было много лирических героинь, и далеко не все отображали ее сущность) но когда-то Ахматова и о себе писала
Я не очень много ее читал, больше люблю Цветаеву. Но у нее очень интересный слог и система повествования. А сжать целую «мини-трагедию» в трех четверостишиях – признак наработанной руки. Ахматова не очень открыта и многословна как в стихах, так и в жизни. Поэтому кажется, что она врет или фальшивит. Но, на самом деле, она довольно искренна.
Сомневаюсь в правильности своего комментария, но темная вуаль это неотъемлемый атрибут поминок или похорон. У меня такое впечатление что героиня переживает не просто расставание, а трагедию. Это её «Как забуду?» словно говорит о болезненном воспоминании которое ни вырвать, ни забыть. Такие воспоминания наполнены чувством вины, они с нами до самого конца.
А второе что натолкнуло меня на мысль о присутствии вуали неспроста, это «Улыбнулся спокойно и жутко» словно мифический герой стихотворения уже принял роковой выбор и от этого становится жутко, от очевидности того что случится. Не просто окончательный разрыв отношений, а что-то страшнее. Может свёл счёты с жизнью? Или Ахматова отождествляет намёк на произошедшую трагедию с гибелью любви, словно и не чувство умерло, а живой человек. Вуаль на поминки былой любви или любимого?
Ух, как вы все мои мысли точно описали…
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Обожаю стихи А.Ахматовой , всё жизненно важное подмечено ! Верно сказано Николаем ,коментировать -это кощунство!
Она его не любит, а он даже на прощание о ней заботится — «не стой на ветру».
Комментировать это — кощунство. Фантастические стихи! И ведь как по-мужски. Тут судьба и жизнь на кону, а он — «не стой на ветру». Каково!?
Самое любимое стихотворение!!
Анна Ахматова — большой мастер вместить в три четверостишия целую историю.
Замечательный, душевный стих. Немного навеяло грусти, но стих шикарен. Обожаю подобные стихи, хоть они и терзают душу.
В этих строках чувствуется гордость двоих людей. Кажется, что вот они рядом, но всё же они не вместе. Они с трепетом относятся друг к другу, но боятся это показать