Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.
С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.
С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.
Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.
Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.
Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите.
Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,
Lumen coelum, sancta Rosa!
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.
Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все влюбленный, все печальный,
Без причастья умер он;
Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.
Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.
Анализ стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный» Пушкина
Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» Александр Сергеевич Пушкин включил, изрядно подсократив, в свои «Сцены из рыцарских времен».
Стихотворение написано в 1829 году. Его автору исполнилось 30 лет, он находится под негласным надзором властей за крамольные стихи, подавлен и разочарован: мать Натальи Гончаровой отказалась дать согласие на их брак. Ему хочется уехать куда-нибудь далеко, но из-за политической неблагонадежности это желание так и не осуществилось. По жанру – баллада, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 14 строф. Лирический герой – рыцарь, паладин (почитатель), избравший своей путеводной звездой не имя какой-нибудь знатной красавицы, а явившуюся ему однажды на пути «в Женеву» (город в Швейцарии) Богоматерь. Впрочем, неизвестно, истинно ли было его виденье или напущено демонической силой, чтобы одурачить «рыцаря бедного».
Безусловно, чувствуется стилизация под средневековый романтический эпос. Вместе с тем звучит явная лукавая, насмешливая нота, придающая стихотворению двусмысленный, кощунственный оттенок. Все приметы старинной европейской песни вроде бы налицо: шлем, щит, равнины Палестины, мусульмане. Но контрастом им выступает ирония: на шею четки вместо шарфа повязал. Простодушный и упрямый, герой поглощен служением «непостижному уму» виденью. Так выражается его вера. Он совершенно забыл о себе: «жил он строго заключен». Поэт приводит два возгласа, девиза своего героя на латыни: Ave, Mater Dei и lumen coelum, Sancta Rosa! Автор пишет о католической духовности. Душу умирающего героя бес собирался тащить в ад: он-де Богу не молился. Кстати, ни рассказчик, ни его герой не переходят грани, а вот как раз прямая речь «лукавого духа» полна ядовитого заряда, что, впрочем, ожидаемо. Заметно, что стихотворение написано христианином. Считать ли его своеобразной пародией, даже сатирой? Концовка этого произведения расставляет все по своим местам. Казалось бы, к финалу доля насмешки должна только возрастать, но поэт поступает со своим рыцарем иначе: сама Богоматерь «заступилась за него» и ввела в рай. Так в заключительной строке поэт «сердечно» прощается со своим героем.
Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» А. Пушкин задумал еще во время своего летнего путешествия на Кавказ. Он пробует себя в жанре баллады времен крестовых походов. Поэт тщательно отделывает свою колоритную легенду, стремясь придать ей достоверный вид песни менестреля.
В фильме 1976 года «Маленькие трагедии»реж. Швейцера эту балладу поёт Лаура в трагедии «Каменный гость». Музыка там замечательная!
Хорошая баллада!
Нашла его через «Идиота» Достоевского. Очень связь понравилась!
Да, кстати, помню, в идиоте там был небольшой отрывок