Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокой!
Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор —
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?..
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?..
Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
Анализ стихотворения «Простишь ли мне ревнивые мечты» Пушкина
Жанр так называемой «унылой элегии» под пером Александра Сергеевича Пушкина приобретает особую остроту и темпераментность. Примером такого произведения служат стихи «Простишь ли мне ревнивые мечты…»
Стихотворение написано в 1823 году. Его автору в эту пору 23 года, он в Одессе, пишет стихи и, конечно же, влюблен. Адресатом стихотворения обычно считают А. Ризнич, однако, есть версия, что это К. Собаньская. По жанру — любовная лирика, по размеру — пятистопный ямб со смешанной рифмой, без деления на строфы. Лирический герой — сам автор. Интонация колеблется от горестной до испытующей, видно, что поэт в смятении от того, как умеет владеть собой его избранница. Он чувствует себя смешным, одураченным, сбитым с толку. «Но я любим» со вздохом облегчения говорит поэт, но и в заключительных строках продолжает жалобно просить: не мучь меня, молю. Ему кажется, что он любит сильнее, чем она, однако, наедине «ты так нежна!» Обескураженный поэт признает, что поводов для ревности у него нет: ты мне верна. Так в чем же дело? Все просто: она пугает его воображенье. То есть, все его страхи надуманны, являются наваждением, бредом, рожденным страстным чувством.
Множеством вопросов засыпает герой возлюбленную: что ж он тебе? Зачем должна ты принимать? Какое право бледнеть и ревновать? Есть и красноречивые восклицания: друг жестокий! Лобзания (поцелуи) так пламенны! Привлекает внимание типичное в поэзии того времени обращение к любимому человеку: мой милый друг. Поэт словно заглядывает виновато в глаза своей несравненной возлюбленной, но сделать с собой ничего не может: мнительность и оскорбленное самолюбие уже хорошенько поработили его. Видимо, он впервые в такой роли: любим, но на людях «твои глаза не следуют за мной».
Эпитеты: веселый укор, соперник вечный, двусмысленный разговор, чудный, нежный, унылый взор, толпе страстной, нескромный час. Повторы: ни, то, так, не знаешь ты. И самый частый рефрен: зачем? Многоточия подчеркивают растерянность героя: ни слова мне, ни взгляда… Инверсия: заводит ли красавица. Олицетворения: укор мертвит, слова полны душою. Синтаксис стихотворения наполнен деепричастиями: овладев, омрачив, застав. Анафора последних двух строк завершает произведение.
Молодой поэт А. Пушкин в 1823 году по служебным делам оказался в Одессе. Здесь он пишет главы из «Евгения Онегина», а еще — пылкую элегию о чувствах к таинственной незнакомке.
Стихотворение прекрасное!) Пушкин вообще плохих не писал!