Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра поздного осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
Анализ стихотворения «Домовому» Пушкина
Впервые стихи «Домовому» Александра Сергеевича Пушкина были опубликованы на страницах альманаха «Полярная звезда».
Стихотворение написано летом 1819 года. Молодой поэт ведет жизнь самую рассеянную, мало пишет, живо интересуется театром и политикой, участвует в офицерских пирушках, волочится за красавицами, режется в карты. Впрочем, хорошо знали его и в литературных кругах. В жанровом отношении – обращение, пейзажная лирика, по размеру – вольный ямб, деления на строфы нет, рифмовка смешанная (есть и перекрестная, и охватная). Стих был написан после выздоровления от тяжелой горячки. Поправить здоровье поэт отправился в Михайловское. Собственно, именно это «поместье мирное» и описано в стихе. Картинка не просто идиллическая, но и реалистическая, с множеством характерных деталей старой усадьбы. Стихотворение глубоко национально и вместе с тем вполне универсально, понятно читателю любой страны. В славянской языческой культуре домовой – домашний дух, своеобразный хозяин места. Поэт наделяет его еще одной ролью: хранитель дома. Образ домового у поэта чисто фольклорный, хотя и полностью положительный, без единой негативной черточки. Патриархальный уклад жизни рисуется в этих строках. «Счастливый домик» (в который ему не раз еще придется вернуться, в том числе, и в качестве ссыльного) – символ кровной связи с этой землей, своими корнями, место отрадных воспоминаний, приют для беспечного поэта. В «скромной семьи обители» с «обрушенным забором» поэт чувствует себя в безопасности, под защитой «наследственной сени». Он с нежностью запечатлевает в сердце и на бумаге милые сердцу черты: лес, садик, поля, огород, луга. Благополучие дома зависит и от щедрости природы, и от крестьянского труда. «Незримый покровитель» должен сберечь этот источник чистого вдохновения. «Добрый домовой» для поэта – еще одна естественная деталь пейзажа. Россыпь эпитетов: скромную обитель, опасный хлад, влажный тук, сонных вод, калиткой ветхою (это еще и инверсия), шумный кров, заботливым дозором. Ряд самых лестных обращений к домовому. Настойчивые просьбы в повелительном наклонении: храни, ходи, люби, останься. Несколько восклицаний, музыкальность, метафоричность. Возвышенная, местами устаревшая (снеги, тук, благотворны, хлад), лексика.
Стихотворение «Домовому» А. Пушкина – воссоздание мира старинной русской усадьбы.
А есть ли они эти домовые (хранители дома)? Говорят, что есть… И, что дескать их даже видели. Параллельный мир он для нас закрыт. Мы не можем видеть ни низший план духов (нечисть), ни высшие миры. Только тот их видит, кто обладает необычными способностями (например шаманы). Они задабривают духов или борются с ними… А может Пушкин тоже обладал такими способностями и видел домового, который охранял его семейную обитель. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.