В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Анчар: главные герои, жанр, художественные средства
Произведение «Анчар» – экзотическая, аллегорическая зарисовка, проникнутая свободолюбивым духом. Стихотворение написано 9 ноября 1828 года в Малинниках, поместье друзей поэта. Опубликовано через 4 года в альманахе «Северные цветы».
По жанру – легенда, притча с сюжетом. Главные герои: царь (решивший, что он всевластен) и раб. Тема зла, жизни и смерти, свободы. Основная мысль: губительность неограниченной власти. Размер: четырехстопный ямб, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрестная, рифмы открытые и закрытые, мужские и женские. По композиции в стихе 2 части: рассказ о дереве, о приказе.
Символ власти и зла: и анчар, и царь. Эпитеты: чахлой, скупой, грозный. Метонимия: птица не летит. Сравнение: как часовой. Метафора: в день гнева. Инверсия: вихорь черный. Противопоставление (антитеза): владыка и раб. Оксюморон: зелень мертвая. Анафора: принес. Архаизмы: вихорь, потек, горючий, тлетворный (т.е. разрушающий, губящий). Аллитерация: 1 строфа (на звук «ч»). Много глаголов, союзов. Эмоциональная окраска: трагическая, гневная, горькая. «Растопясь от зною»: смола из-за жары становится жидкой. На самом деле тропический анчар в природе не так ядовит (его яд надо смешивать с другими), птицы могут сидеть в ветвях, плоды съедобны, корни – лечебны.
В своем «Анчаре» поэт напоминает о равенстве всех людей, ценности каждой человеческой жизни. Он осуждает всех, кто участвует в злых делах, но, конечно, могущественного царя больше, чем раба-исполнителя.
Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
Пристальное внимание цензуры к произведениям Пушкина заставляло его высказывать свои мысли в аллегорической форме. Тем самым он мог доносить свои взгляды до читателя, ищущего тайный смысл между строк. Примером такого стихотворения является «Анчар», написанный в 1828 г.
Публикация произведения все же вызвала подозрения у графа Бенкендорфа, зловещего начальника III Отделения. Пушкин был вызван для дачи объяснений. Следует заметить, что царская цензура не отличалась проницательностью. Завуалированные запретные мысли часто так и не были разгаданы государственными чиновниками. Стихотворение было одобрено для печати с условием изменения «царя» на «князя».
Произведение основано на легенде о дереве анчар, которое якобы является источником сильнейшего яда. Пушкин изображает яркую картину выжженной солнцем пустыни. Только в такой безрадостной местности «в день гнева» могло появиться зловещее дерево. Оно целиком пропитано ядом и не приносит никакой пользы. Не только животные, но даже природные явления обходят его стороной. Малейшее прикосновение к анчару передает убийственную отраву.
Только человек, обладающий безжалостным характером, мог додуматься извлечь из ядовитого дерева пользу. Здесь Пушкин обвиняет высшую власть в том, что она использует любые средства для достижения собственной цели. Царь, пославший верного раба на неминуемую смерть, виновен в двух преступлениях. Во-первых, он погубил человека, который был послушным орудием в его руках. Раб не мог ослушаться приказания, но он даже не сделал попытки спастись. В этом заключается ужасное следствие неограниченной власти, которая меняет сознание людей, превращая их в бессловесных рабов. Во-вторых, царь не просто ведет завоевательные войны, а превращает убийство неприятелей в мучительную пытку и страдания от смертельного яда.
Стих содержит скрытые намеки на самодержавие. Реакционный режим Николая I безжалостно подавлял все проявления свободы и независимости. При этом совершенно не учитывалась воля отдельного человека. Власть пыталась поставить под государственный контроль все сферы общественной деятельности. И это ей во многом удалось. Высшим благом страны объявлялось желание императора, который признавался «помазанником Божьим». Его решения должны были неукоснительно исполняться.
Величие Пушкина заключается не только в его художественном таланте, но и в обращении к острейшим общественным проблемам. Стихотворение «Анчар» — достойный вклад поэта в обличение тирании.
Заказ реально левый но да сложным
Шедеврально !!! Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .
Наисильнейшее произведение. Прочитал! И запомнил на всю жизнь!
Я его за 5 часов, выучил вы о чем?
Здорово но сложно а так прикольно
Я один заметил что у Пушкина какое то влечение к пустыням? Я только начал его стихи учить, но из 4 стихов что я выучил в трёх из них были слова про пустыню
Стих за 2 дня выучил, не такой уж и сложный стих
Такой себе.. Учится тяжко
А ещё, что такое шалаша на лыку?
не на лыку а под лыки
Стихотворение очень печальное и актуальное для нашей страны. Александр Сергеевич Пушкин не умер, он живет с нами в своих стихах.
Стихотворение мне понравилось. Но сложно я 4 дня учила. И мне поставили оценку 3. А вообще такой поэт как Лермонтов пишет интересные стихи, учите!!!
Прекрасное стихотворение! Знаю наизусть, как и другие произведения великого поэта. Неточности в тексте: не «царь», а «князь»; и не « к соседям», а к « соседам».
Здравствуйте! В новой литературе, после 60-х годов практически везде пишут «царь», и «соседям».
Но да, есть книги, где пишут «князь» и «соседам».
Хороший сайт, но зачем анализы дают из какой-то советской пропагандистики? Сейчас невозможно читать такую ахинею, как то, что Пушкин боролся с реакционным самодержавием в лице зловещего начальника Бенкендорфа, которое безжалостно подавляло все проявления свободы и счастья, поэзии и любви и высшим благом объявляло желания мстительного императора. Давайте уже современные анализы.
В детстве заучивал стихи Пушкина на автопилоте, особо не вникая в смысл. Но было всего 3 его стихотворения которые отчего-то впечатались в память. Анчар, Пророк, и Дубовый листок.
Пророк единственное стихотворение которое запомнилось буквально со второго раза. Он восхитителен.
а что такое от зноя растопясь
это значит от жары(большой температуры) растаять и течь как мороженое в тепле
Скоро медведевская википедия выйдет, так рак пойдет к дереву.
Мне кажется, это стихотворение печальное и мрачное, а мне его задали в школе учить….
я его тоже учил и рассказывал наизусть и получил 5
бедняжка
мне больше «узник» нравиться
Доброжелатель мне тоже нравится «Узник» и я выучила за три дня
нормально, но не очень.
Пушкин — пророк.
Слишком сложно
А мне больше Анчар жалко. Он не в чём не виноват, а был рождён таким. Один во всей вселенной. В вашей аналитике почему то об этом ни слова. Не знаю задумывал ли Пушкин поднять такой вопрос, но так или иначе, вопрос уродства, непохожести на всех и одиночества в этом стихотворении тоже прослеживается. И меня он больше трогает чем тривиальное для нашей страны «о господах и рабах».
Согласен, вина на том, кто использует зло в своих целях .
Сильное стихотворение… вот только не царь, а князь, не к соседям, а к соседАм
зачем это вообще учить мама я 3 арбуза глотнул
До слёз
анчар и есть смерть самое ядовитое растение в мире к нему и птица не подлетит
В разговорной речи допустимо слово «стих», как обозначение «стихотворения». Не вижу ничего страшного в том, что пишется именно так. Даже классики в своих произведениях иногда называли их же «стихом» (Некрасов, Маяковский, Тургенев, Успенский).
Люди, вас не волнует, что СТИХ — одна строка
А то, что вы называете «стихом» — есть стихотворение.
Будьте грамотному и не допускайте таких ошибок.
попробуйте пропеть этот стих как страшную песню
Это к Стасу Барецкому
как он писал эти стихотворения?
Почему «тигр нейдет»? Во-1х, откуда тигр в пустыне «чахлой и скупой»? Я всегда знал, что в стихотворении написано «зверь нейдет», а теперь в интернете везде читаю «тигр». Во-2х, «птица» и «зверь» однопорядковые понятия, в отличие от «птица» и «тигр».
…К нему и птица не летит
И зверь нейдет…
согласен то-же помню «зверь». Радует, что смысл от этого вроде-бы не страдает.
На счет «зверь» или «тигр». Третье издание полного собрания сочинений в десяти томах Академии Наук СССР Института русской литературы (Пушкинский дом), Издательство академии наук СССР, Москва 1963 год, том 3, страница 82.
Пушкин мне всегда тяжело давался, но я не отрицаю, что он — гордость нашей литературы.
Я с вами согласна!
Я выучил 5
Изумительной силы стих…какое рождает воображение !!! А как читается …
Супер!