Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Ни за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.
Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!
Анализ стихотворения «Ты у меня одна» Визбора
Произведение «Ты у меня одна» Юрия Иосифовича Визбора – признание в любви, ставшее песней.
Стихотворение датируется 1964 годом. Его автору в этот момент исполнилось 30 лет, в его активе уже музыка к популярной песне «Если я заболею» Я. Смелякова, поддержка самого К. Симонова, работа в звуковом журнале, первые концерты и первые песни, которые он теперь пишет сам, не в соавторстве. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка смежная, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Адресатом песни традиционно называют горнолыжницу и альпинистку Т. Масленкову (поэт и сам недурно освоил горные лыжи). Впрочем, текст песни позволяет предположить, что речь все же идет о его жене А. Якушевой и их дочери Татьяне. Лирический герой прячет улыбку, начиная вереницу пылких, а вместе с тем, чуть наивных сравнений. Действительно, не поспоришь: луна одна, весна тоже два раза в год не случается, а уж сосна в степи и вовсе редкость. Слышится в стихотворении и фольклорная нота: за рекой, туманами, дальними странами «нету другой такой». Дальше перечисляются банальные, в общем-то, вещи, однако те самые, что делают мир чуть надежнее, понятнее: провода в инее, спустившаяся на города ночь. В одном из них живет героиня стихотворения, переживающая такое обыкновенное вроде бы чудо: любовь. Уже чье-то сердце бьется в унисон. Кто-то хотел бы прожить с ней всю свою жизнь. «Взошла звезда» (инверсия): и в прямом, и в переносном смысле. Теперь никакие метели не страшны. Слово «дом» приобретает иное звучание, когда в нем появляется колыбель с ребенком. В заключительной строфе поэт утверждает, что только за этим поворотом начинается полноводная река жизни, чувств, смысла, творчества. В глубине души герой понимает, что на этом пути может встретиться всякое, в том числе, и непонимание, рожденное суетой, отчужденность, предательство и даже разлука. Однако взошедшая звезда уже стала для него путеводной. «Только свети!» — в этом повелительном финальном восклицании – мольба о вечном пристанище для уставшего сердца. Лексические повторы (анафоры) – основа стихотворения (словно, можешь, чтобы, свети), как и череда перечислительных градаций, ряд отрицаний. Лексика проста, интонация лирична, душевна.
Музыкальная композиция «Ты у меня одна» Ю. Визбора не раз исполнялась как автором, так и другими исполнителями, а также стала главной темой одноименного фильма Д. Астрахана.
Проникновенные стихи! Услышала их в первые в песне к кинофильму, с тех пор запали в душу мне.
Покойный муж пел мне под гитару эти проникновенные строки. До сих пор вспоминаю его тихий, приятный голос, когда где-то исполняют эту песню.
Одно из самых любимых стихотворений, очень чувственное. Люблю исполнять его под гитару.
Читай, Наташенька, стихи!
Они совсем, уж, не плохи,
А посвящаются тебе,
Моей любимой и Судьбе!