Просты́ни вод под брюхом были.
Их рвал на волны белый зуб.
Был вой трубы — как будто лили
любовь и похоть медью труб.
Прижались лодки в люльках входов
к сосцам железных матерей.
В ушах оглохших пароходов
горели серьги якорей.
Анализ стихотворения «Порт» Маяковского
Впервые «Порт» Владимира Владимировича Маяковского был напечатан в альманахе «Садок судей».
Стихотворение написано в 1912 году. Самому поэту в эту пору исполнилось 19 лет. Он успел стать футуристом еще до того, как стал поэтом. Точнее, стихи он и раньше иногда писал, но подражательные, в которых трудно узнать почерк поэта. Толчком к собственному творчеству послужила скука от всего классического, и желание избавить искусство «от старья». Огромную роль в становлении поэта сыграла поддержка Д. Бурлюка, литератора и друга. Вместе с В. Хлебниковым они создали манифест футуризма. В тот же год В. Маяковский впервые выступил перед публикой. На излете года, в декабре, Д. Бурлюк пригласил соратника в Херсонскую губернию, в имение Чернянка, где служил управляющим его отец. По пути поэт имел возможность оценить масштабы и размах Николаевского порта. Первым названием стихотворения было «Отплытие». К тому времени уже были построены несколько набережных, пристань и гавань. Грузооборот измерялся миллионами тонн – зерна, прежде всего. Жанр – впечатление, поэтический рассказ, размер – ямб: в те годы поэт чаще обращался к классическим размерам. Рифмовка перекрестная. В первой же строке – индивидуально-авторское ударение в слове «простыни». Поэт сравнивает воды с тканью. «Под брюхом были»: оригинальная метафора, где морская стихия – не символ свободы, непокорности, а почти предмет домашнего обихода. «Рвал на волны»: как на бинты, на куски. «Белый зуб»: вновь метафора. Кажется, поэт предлагает «простынь» разрывать не без помощи зубов. «Вой трубы»: интонация стихотворения почтительная. Наверняка герой присвистнул, когда увидел открывшуюся его глазам панораму. Он даже немного оглушен движением, техническим прогрессом, грохотом. Третья и четвертая строки – пример аллитерации (звукописи). Поэт продолжает одушевлять происходящее. «Любовь и похоть» слышатся ему в сигналах труб. Инверсия «прижались лодки» — еще и олицетворение. Лодки жмутся, как дети, детеныши «к сосцам железных матерей». Автор явно поэтизирует торжество технологий. Прозаизм «в люльках входов» опять-таки продолжает ряд сравнений порта с живым существом. Шум стоит такой, что и сами пароходы оглохли. «В ушах серьги якорей»: то ли как у девушки, то ли как у флибустьера. Люди в произведении не появляются, однако порт живет своей жизнью, которая герою кажется столь же важной и разнообразной, как и у людей.
Стихотворение «Порт» В. Маяковского – образец ранней лирики поэта.
На разрыв и так глубоко, что даже самому захотелось увидеть этот порт, своими глазами, глазами просвещённого человека, где на дне зрачков ритмическая мудрость, как якоря в оглохших пароходах. А не только глазами Маяковского в которых нет благоразумия, а есть только любовь, как гиря в их суровом стекле, говорящих правду о том, что так весомо, грубо и зримо… Алексей Баталов 4. Дом Поэта.