Василий Жуковский — Лесной царь: Стих

Перевод стихотворения Гёте

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.

Анализ баллады «Лесной царь» Жуковского / Гёте

Стихотворение В.А. Жуковского «Лесной царь» – это авторский перевод баллады И.В. Гёте, написанный в 1818 году. В основе сюжета любой баллады лежит древняя легенда или предание, поэтому эта стихотворная форма почти всегда наполнена мифическим, потусторонним флером. В произведении ярко выражен мрачный колорит сказаний немецкого народа.

Сюжетная линия

Жуковский отмечал, что переводчик стихотворения всегда конкурирует с его автором и волен отклоняться от изначально заложенной фабулы или каких-либо деталей повествования. На примере «Лесного царя» прослеживается эта свобода переводчика, как самостоятельного повествователя.

Баллада Жуковского на всем ее протяжении держит читателя в напряжении и поражает резкой, трагичной, неожиданной развязкой, что достигается, в том числе, за счет изобразительных средств, применяемых автором. В ней повествуется о старике-путнике и маленьком ребенке на его руках, которые по каким-то причинам вынуждены проезжать «под хладною мглой» через лес. Ребенок озяб и, прижимаясь к отцу, говорит ему о том, что его преследует Лесной царь и с каждым четверостишием тревога нарастает, а старику все сложнее успокаивать малыша. Он все сильнее погоняет лошадей, спеша вырваться из окутавшей их тьмы: «ездок оробелый не скачет, летит; младенец тоскует, младенец кричит».

Мистический ужас овладевает читателем: автор не уточняет, что именно происходит с ребенком и остается только догадываться: то ли малыш болен и страшные видения ему мерещатся в бреду, то ли злой дух леса – Лесной царь – действительно пришел за его душой, чтобы завладеть ей навсегда: «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».

Анализ содержания

М.И. Цветаева, известная своей любовью к немецкой поэзии и прекрасно в ней разбирающаяся, анализируя это произведение и сравнивая его с исходником, склоняется к тому, что у Гете за душой ребенка действительно пришли темные силы и забрали ее, так как в начале баллады не было речи о болезненном состоянии малыша. У Жуковского же малютка изначально предстает озябшим, а старик пытается его согреть, но чем дальше, тем видения малыша становятся мрачнее.

Баллада обрывается резко и неожиданно – так, как и положено этому жанру, оставляя читателя один на один с непостижимой и горькой концовкой: «Ездок подгоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал».

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Автор явственно сочувствует герою и его спутнику, понимая всю безвыходность и обреченность их положения. Беспомощность старика и ребенка на его руках усугубляется таинственностью происходящего и невозможностью бороться против мистически настигаемых их событий и при этом становится уже не столь важным, что же является их причиной: болезнь или злые силы, потому что и в том, и в другом случае обстоятельства оказываются сильнее беззащитных людей. Особый трагизм заключен и в том, что отец ребенка предстает уже стариком: это еще более усугубляет его беспомощность перед обстоятельствами.

«Лесной царь» — классический пример баллады. Стихотворение написано амфибрахием — трехдольной стопой с ударением на втором слоге. Повествование ведется через разговор взрослого и ребенка. Эмоциональная составляющая передается автором с помощью эпитетов «родимый», «дитя», «мой младенец», «душно», «тяжко», «ездок оробелый», «ветлы седые».

Баллада написана в эпоху романтизма и является ярким образцом этого направления. Темы смерти, борьбы и болезни пронизывают все произведение. Оба героя: и ребенок, и взрослый, каждый по-своему пропускают их через себя вместе с автором. Одной из популярных идей романтизма является злой рок, нависший над судьбами героев. Однако, не смотря ни на что, в конце произведения, старик выглядит не проигравшим, а победителем: ведь он боролся в этой битве с судьбой до конца. Произведение учит никогда не сдаваться и идти вперед, не оглядываясь на жизненные невзгоды.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (49 оценок, среднее: 4,12 из 5)
Категории стихотворения "Василий Жуковский — Лесной царь":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 14

  1. Надя Мажекина

    Шикарно невероятно потрясающе, по-моему Жуковский лучше всех)

  2. Екатерина

    Очень хороший и трогательный стих

  3. Антонина

    Баллада супер, но печальная очень…

  4. Юрий

    Бесподобно! очень интересная баллада

  5. Эвелина

    Прикольно, только сначала непонятно, нужно перечитывать еще раз)

  6. Зоя

    С возрастом научилась читать между строк, баллада о жизни, о нашем социуме. Бесподобно!

  7. Оля

    Написано изумительно! Побольше бы таких баллад в наше время писали. Заслуженная пятёрка автору!

  8. Семен

    По-моему тут следует уточнить, что изначально автор баллады Гёте. Жуковский не столько написал, сколько великолепно перевел. Хотя его заслуг не умаляю — получилось изумительно душевно!

  9. Клара

    Ребенок жалуется взрослому, что ему плохо, но взрослый отрицает это и не реагирует. В итоге ребенок умирает. Чему должен научить этот стих шестиклассника? Что на взрослых нельзя положиться?Внесение в программу такого стихотворения очень сомнительный шаг. Заставлять учить шестиклассников этот стих без права выбора — это эмоциональное насилие.

  10. Аноним

    супер

  11. Ксения

    Я так поняла, что у младенца слуховье и паронормальные галлюцинации(возможно шизофрения с научной точки зрения) представленным лесным царём или же сказачной смертью и он рассказывает это об этом отцу, но отец говорит что это ему кажется. В конце баллады ребёнок умирает, с этого можно сказать что он болел ещё некоторые болезни связанные проблемами с дыханием.

    Ученица 8 класса

  12. Аким

    Данная баллада не о том, что отец не реагирует. Прочитайте анализ это дело 5 минут, но вы поймете произведение глубже, чем поверхностные думы про отца, который отрицает состояние ребенка. Он наоборот «не скачет, летит», спешит помочь ребенку, но было уже поздно.

  13. Марина

    Интересно

  14. Кларисса

    На самом деле у младенца предсмертные галлюцинации. Но, все-таки, сомнительно включать эту балладу в школьную программу 6го класса. Для 9го прям зашло, но 6…

Добавить комментарий

Читать стих поэта Василий Жуковский — Лесной царь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.