Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.
Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!
Красят иных всех златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.
О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.
В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.
Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.
Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.
Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.
Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить всё то, что в тебе мило!
Анализ стихотворения «Стихи похвальные России» Тредиаковского
Одно из первых в истории русской литературы стихотворений ностальгического толка «Стихи похвальные России» Василий Кириллович Тредиаковский создал во Франции.
Стихотворение написано в 1728 году. Его автору в эту пору 25 лет, он стеснен в средствах, но жажда получить образование довела его до Европы. В Париже он посещает лекции по различным наукам. Там он пишет «Стихи похвальные Парижу»: заметим, именно городу, а не стране. Он хвалит его за климат, изящество городского пространства, манеры и этикет, принятый среди парижан, особенно в ученой среде, где В. Тредиаковский больше всего вращался. Иное дело – стихи о России. По жанру – ода, дифирамб, по размеру – подобие хорея с парной рифмовкой, 9 строф. Сам теоретик стихосложения, в полемике с М. Ломоносовым он выдвигал на первый план хорей и его выгодные стороны. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая, с возвратом к первой строфе по смыслу. «Начну на флейте»: метафора, подчеркивающая некоторую камерность, ностальгичность стихотворения. «Россия мати!»: образ, глубоко укоренившийся в отечественной поэзии любого века. «Сидишь на троне красно»: имеется в виду и верховная власть, и мощь всего государства в целом. Полное одушевление страны, изображаемой автором в виде доброй и величавой государыни. «В тебе вся вера»: тут герой славит православную веру, укрепляющую народ на любые подвиги. Он заявляет, что Россия стоит на страже веры, потому и «примесу нет нечестивым». «В тебе звезды здравьем блещут»: трогательная метафора о том, что звезды в небе над Россией особенны ясны и веселы. «Стихи печальны»: герой скучает по Родине. «Сто мне б языков»: тут нужен целый хор, а не его одинокий и слабый голос. «Что в тебе мило!»: финальное восклицание ставит жизнерадостную точку в этом произведении. Некоторые ударения расставлены иначе, чем принято это сейчас: доброты, языков, украсила, сильна. Лексика возвышенная. Слова требующие пояснений: скиптры и порфира (символы власти), митры (головной убор епископов), виват (да здравствует!). Интонация переполнена любованием. Себя герой называет «верным чадом» Родины. Междометия подчеркивают чистый восторг поэта: ах, ей, виват. Эпитеты: драгая, благая, свет безмерный. Инверсия: сидишь ты.
Патриотическая лирика – одна из основных тем в творчестве В. Тредиаковского. К этому ряду относится и произведение «Стихи похвальные России».