Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых…
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!
Анализ стихотворения «Колыбельная» Брюсова
Стихи «Колыбельная» Валерия Яковлевича Брюсова относятся к сборнику с характерным названием «Последние мечты».
Стихотворение датируется 1919 годом. Его автору исполнилось 46 лет, бывший символист, он практически вписался в советскую жизнь, даже возглавил отдел Российской книжной палаты. Революционные события сделали ему подарок и иного рода – в семье писателя появился ребенок. Это был Коля, племянник, оставленный на попечение четы Брюсовых, вначале на время – потом навсегда. С ним уставший поэт и сам становился ребенком, в нем обрел родственную душу, для того, чтобы купить малышу лакомства, он продавал свои книги. Видимо, к Коле и обращены проникновенные, нежные строки стихотворения. Жанр произведения указан в его названии, рифмовка парная, деления на строфы нет. Начинается произведение с почти материнского убаюкиванья: «спи, мой мальчик!» Образная система стиха – чисто фольклорная, с обилием анималистических персонажей и даже с закличкой в финале: «не тревожьте детских снов!» Поэт описывает гармонию мира, отнюдь не спокойного в то время. Даже маленький герой стихотворения остался без родителей, разлученный с ними Гражданской войной. Весь мир у ног спящего ребенка, все животные, неважно, какой стороны света, послушно ложатся спать, чтобы поддержать почин колыбельной. Если птица просто засыпают на ветках и в гнездах, то львицы успели еще и накормить досыта своих детенышей (наверное, яблоками и булочками). Даже вечно испуганные косули задремали, хоть и стоя на ногах. Морское царство-государство также охвачено глубоким сном. Спят мальки и дедушка-сом. Как и положено в настоящей колыбельной, появляются страшные персонажи, пресловутый волчок, хищные глазастые совы. Они – гонцы ночного мира, куда детям вход запрещен. Потому и следует закрыть покрепче глазки. «Ты не бойся»: поэт остается рядом, поправляет одеяльце. Дальше начинается почти заклинание: спи как рыбы, как жучки (здесь еще интересная метафора «кусты травы», в самом деле, для жука трава – целые джунгли). Не у всех персонажей есть такая уютная кроватка, зато есть берлоги, норы. «На роздых»: просторечная, чуть устаревшая форма слова. Здесь проходит граница между сном и явью. Ребенок засыпает и едва слышит заключительный приказ к непослушным бессонным совам и волкам. Множество инверсий (дремлют рыбы, заснули косули), вереницы перечислений, повторы (в том числе, в обращениях), ряды сравнений. Детали пейзажа, особенности животного мира. Эпитеты: робкие косули, сом седой, детских снов. Уменьшительные суффиксы, столь свойственные детской речи: кроватка, жучки.
«Колыбельная» В. Брюсова – трогательное посвящение маленькому племяннику, ставшему поэту сыном.