Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Анализ стихотворения «Как хорошо уметь читать» Берестова
«Как хорошо уметь читать» Валентина Дмитриевича Берестова – стихотворение, прочно прописавшееся в букварях и азбуках для детей нескольких поколений.
Стихотворение написано примерно в середине 1960-х годов. Поэту исполнилось 38 лет, уже около десяти лет он пишет стихи для детей, получил напутствие и ценные уроки от самого К. Чуковского, дружит с семейством Б. Заходера. В жанровом отношении – гимн чтению и себе как читателю, рифмовка парная и сплошная, деления на строки нет. Россыпь глагольных рифм, большинство из них, кстати, закрытые. Лирический герой, скорей всего, мальчишка. Как говаривал еще народ в своих пословицах, а затем и А. Пушкин – сладок плод ученья! Умение читать сродни волшебству: сквозь ряды букв возникают образы и захватывающие миры. Мимоходом поэт рисует образ дружной семьи: здесь и мама, и бабушка, и сестра. Еще недавно герой не умел читать – и был таким приставучим! Маме приходилось выкраивать минутку, чтобы прочитать продолжение полюбившейся истории. Бабушку и вовсе требовалось хорошенько встряхнуть, чтобы она отложила вязанье, надела очки и взялась за книгу с картинками. Сестру можно было уломать, только если долго канючить: «прочитай еще страницу!» А впрочем, читает она так себе, без выражения и, как назло, торопится. Ей чтение уже не кажется чудесным даром. А когда они откладывали книжку, оставалось лишь разглядывать картинки и пытаться разгадать секрет букв. И, конечно, завистливо обозревать книжные сокровища домашней библиотеки. Судя по всему, герой уже вполне готов к школе или уже начал ходить в нее. Естественность, непосредственность этих строк позволяет запомнить стихотворение едва ли не с первого раза. Лексика просторечная, живая, интонация восхищенная. Несколько восклицаний, прямая речь, россыпь лексических повторов, анафора, усиленная энергичным отрицанием (не надо). Междометие: ну. Эпитетов в стихотворении нет, впрочем, как и большинства средств художественной выразительности. Еще со времен К. Чуковского считается, что для детской поэзии они уместны только в малых пропорциях. Парентеза (вводное словечко): пожалуйста. Чуть архаичное «сестрица» вполне гармонирует с кругом детского чтения, языком народной сказки. Яркие приставочные глаголы, жизнерадостный ритм.
В стихах «Как хорошо уметь читать» В. Берестова – детский взгляд на мир, образец чистой радости от обретения еще одного инструмента его познания.