Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
Анализ стихотворения «Сила воли» Михалкова
Впервые «Силу воли» Сергей Владимирович Михалков опубликовал в журнале «Мурзилка».
Стихотворение написано не позднее 1982 года. Поэту в эту пору исполнилось 69 лет, он мэтр советской детской литературы, лауреат множества государственных премий и почетный гражданин четырех городов, депутат, автор сборников стихов, басен, сценариев к кино и мультфильмам, создатель популярного сатирического киножурнала «Фитиль». Поэт счастливо женат, и к этому времени уже много раз становился дедушкой. В жанровом отношении – быль о воспитании характера, рифмовка смежная, 5 строф (последняя – одностишие). Стихотворение открывается исповедью главного героя. Оказывается, он боится спать в темноте. Причину этого страха он не объясняет, но немного нужно проницательности, чтобы догадаться – кого он боится. Конечно, фольклорного персонажа вроде буки или бабая. Тех самых, от которых страдают, к примеру, непослушные дети. Тех, кого можно было бы мигом распугать ярким светом, но герой на поводу у фантастических существ не идет. Мальчик весьма живописно описывает свои ощущения от ночи, проведенной в собственной детской комнате (как известно, не у всех она была). Тьма становится осязаемой и словно окутывает беспомощного героя под одеялом со всех сторон. А тут еще мама по привычке занавешивает окно, уничтожая малейший источник света. Мальчик мужественно борется с паническим желанием стремглав броситься к выключателю. Вторую и третью строфу он занимается самовнушением: лежи, глаза закрытыми держи. Постепенно страх и чудовища отступают, сознание путается и герой засыпает. «Разве я не молодец!»: примерно так он рассуждает утром, проснувшись. В следующей строфе опять идет описание легких путей, которых мальчик не ищет: не выключать свет, не занавешивать, спать при свете хотя бы ночника. В финале он возмущенно гонит прочь малодушие: так же можно трусом стать. Поэт, как знаток детской психологии, касается в стихах вполне актуальной проблемы и предлагает ее достойное решение. Он побуждает детей сочувствовать герою и учиться признаваться хотя бы самому себе в своих страхах и трудностях. Ряд лексических повторов (лежу) и отрицаний, анафора (глаза), эпифора (боюсь), внутренний монолог, многосоюзие, перечисления, несколько восклицаний, многоточие.
Планомерная закалка характера – лейтмотив дидактического произведения С. Михалкова «Сила воли».
с похмелья наверное не похмелился и спать собрался а ночью без света белочку боялся