Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь».
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе.
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь — стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык.
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
Анализ стихотворения «Жизнь — обман с чарующей тоскою» Есенина
Поэзия Сергея Александровича Есенина включает в себя пласт философской лирики. Среди подобных стихотворений особое, трагическое звучание приобрело произведение «Жизнь — обман с чарующей тоскою».
Стихотворение написано в 1925 году. Поэту оставалось жить около полугода. Позади несколько заграничных путешествий, насыщенная издательская деятельность. Революционные стихи сменяются персидскими мотивами. Со скандалом он вышел из круга имажинистов. Он вновь женат, его супругой стала внучка Л. Толстого Татьяна.
По жанру — философская лирика, по размеру — пятистопный хорей с перекрестной рифмой, 7 строф. Рифмы открытые и закрытые, мужская чередуется с женской. Лирический герой — сам автор.
Стихотворение исповедально, прощально, с надрывающим сердце трагизмом. Окруженный всегда людьми, в том числе, близкими, поэт чувствовал себя одиноким. Запутанная личная жизнь, расстроенные финансовые дела также не добавляли оптимизма.
Чувствуется в этих строках что-то от песни, даже романса. В том же году поэт напишет поэму «Черный человек», в котором разовьет до логического конца поднятые в стихотворении «Жизнь — обман с чарующей тоскою» темы.
Лирическому герою не к кому обратиться, поэтому стихотворение пронизано внутренним монологом, полным фатализма. Ироничное обращение: смертный. Поэт признает свое поражение и перед жизнью, и перед тайнами бытия, хотя еще недавно он был уверен, что понял и то, и другое.
Библейская аллюзия: грубою рукою роковые пишет письмена. Имеются в виду слова, написанные рукой на стене зала, где пировал нечестивый царь Валтасар: ты взвешен на весах и найден очень легким (вскоре царь потерял свое царство и был убит). Этот смысл вложен в выражения: легкие друзья и подруги. С. Есенин считал, что жизнь посмеялась над ним, а затем вынесла ему приговор. Зная дальнейшее развитие событий, вплоть до номера в «Англетере», можно предположить, что он умышленно отвергает посмертную участь души: на земле близкой и любимой эту жизнь за все благодарю. Будь иначе, поэт бы не решился свести с собой счеты.
Обращают на себя внимание окончания слов: грубою, тоскою, рукою, отреклися. Эпитеты: злой, теснимый и гонимый, черемуховой. Повторы: пусть, легкие. Сравнение: острее бритвы язык. Пояснений требует слово: стезя (путь).
Тридцатилетний С. Есенин в последний год своей жизни создал множество зрелых стихотворений, среди которых особое место занимает произведение «Жизнь — обман с чарующей тоскою».
Душевное такое, наполненное любви и тепла и так горячо любивший свою жизнь и свою Родину. А жизнь — это действительно обман. Ведь сколько разбитых надежд, сколько несбывшихся мечтаний…. Она и прекрасна и ужасна. Здесь на Земле многое зависит от того какой вытянешь билет (счастливый или несчастливый) в лотерее вселенной: под каким созвездием ты родился, какую получил генетику, в какой семье… У каждого своя судьба и свой путь. И этом жестоком мире, где столько много зла, насилия и несправедливости с его насущным хлебом нам приходится выживать и зарабатывать деньги ибо без них невозможна жизнь — её существование, (но если только старовером в лесу). Эта планета мало оборудована для веселья и праздной жизни и только развитые души, которые прошли много воплощений на Земле и набрались много ума, опыта и мудрости умеют схватить судьбу за вихор и достигаю больших успехов в этой жизни. Но и менее развитым душам всё же иногда удаётся вырвать радость грядущих дней и у них бывают счастливые мгновения, как компенсация за все их страдания и беды, и за все их тяжкие мученья. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Надо мною месяц, как в сказке
Но ты не в сказке, мой друг.
Мы не знаем всей жизни развязку
И, что может случится в ней вдруг.
Для кого-то она и прекрасна,
Как финал со счастливым венцом.
А для кого-то она и ужасна —
Это, как сказка со страшным концом.
Как мне кажется Есенин не достоин внимания т. к в своей поэзии несёт грусть тоску и черноту. Какая польза от этого? И к чему привели такие мысли? Чему его стихи нас учат? Трагедии? Зачем?
Вы сами поняли, что написали?
Как мне кажется вы ошиблись ресурсом… либо ошиблись выбором литературы, попробуйте читать различного рода инструкции они точно учат полезному!
Трагедии в его жизни, определенно и её конец, заслуживают внимания. Андрей, в безудержном веселье нет ничего хорошего, его что-то мучало — он писал. Какими фразами, какими играл ресурсами русской неисчерпаемой и безграничной души. Почитайте стихотворения о родине. Истинный патриот, настоящий человек, не скрывающий боли, искренний. То что на бумаге — то и внутри, а для этого смелость нужна. Превосходный Сергей Есенин!
Не хотел влезать в это обсуждение, но всё же я скажу, что этот Андрей и прав и не прав. Я считаю, что в стихах не должно быть слишком много грусти, тоски, тяжести и страданий и они должны быть написаны доступным языком, а не мудрено. Поэзия должна нести свет и радость, чтобы читателю было легко и приятно читать, чтобы у него не распухала голова от прочтения и не оставался в душе какой-то неприятный осадок. Всё хорошо в меру. А Классики и это их минус часто писали сложно и тяжеловато и не всегда понятно о чём речь. Вот поэтому и некоторые их произведения не нравятся людям, поэтому они и ругаются, и разносят их, и пишут плохие отзывы. Но всё же С. Есенин не был депрессивным Поэтом, хоть и есть в некоторых его стихах мрачность и, что-то тёмное… и такие фразы как «на рукаве своём повешусь» (может оттого, что он пил и не верил в Бога?) Но всё-таки в его стихах больше света и позитива в отличии от того же Лермонтова или Некрасова, у которых возможно и больше магии в стихах, но очень много грусти, уныния и угрюмство. Вот такие стихи, где говорится много про смерть и недуги и несущие тёмную и негативную энергию и могут отрицательно повлиять на здоровье человека и на его настроение и отношение к жизни. Что никакой пользы от этого нет и может привести к трагедии например к депрессии и не желанию жить, когда ничто не радует и весь мир — это одно сплошное мученье. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
P/S
Тот негатив, который есть в Поэзии — это ещё цветочки. А вот чему могут научить? такие светские львицы, как Собчак, Волочкова, Бузова и прочие… И чему может научить? это время, когда с экранов телевидения и интернета льются потоки пошлости, разврата и культа денег, а человек труда — это ничтожество. Где процветают только певцы, артисты, продюсеры, шоумены, режиссёры, телеведущие и т. д. и у них шикарная и великолепная жизнь. И эти то так называемые успешные люди в то время как бедствует народ покупают себе дворцы и особняки за границей, дорогие машины и яхты живут и учатся там, а простые люди должны смотреть на всё это на весь этот беспредел и радоваться за них. И вот молодёжь, смотря на таких успешных людей понимает, что не нужны никакие таланты (на них далеко не уедешь), а нужно брать пример вот с таких циничных, наглых, бездарных и не культурных людей, чтобы был успех. Вот поэтому молодые люди по опросам и хотят быть чиновниками и бизнесменами, певцами и артистами, а не простыми рабочими (ведь как писал ещё А. Блок: «Работай, работай, работай, ты будешь с уродским горбом за долгой и честной работой, за долгим и честным трудом. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Последнюю жену звали Софья Толстая, а не Татьяна
Как пронзительно…какая тоска тягучая…какая Сила слова…простые слова из самой глубины души…без пафоса и надрыва…на одном нерве…как Паганини на одной струне.Стонет душа…разрывается от боли.ГЕНИЙ!
Цикл «Москва кабацкая» был опубликован в 1922 году… причем здесь это стихотворение, написанное в 1925?
Вы правы, действительно, удалили упоминание цикла в анализе. Спасибо!
чарующая тоска — полное разочарование и безысходность. Жизнь обман … рано он понял это, слишком тонко чувствовал. Тонкость затягивает толстый узел на шее. Гениальный поэтов не судят и не осуждают. Понять ли нам, смертным, что Господь дает им тройное испытание на этой грешной земле и тройной талант. «Жизнь — обман, но и она порою Украшает радостями ложь».
очень люблю его стихи
Любимый стих, очень близок мне.
……..просто гений……
Это один из тех немногих стихов, которые запоминаются на всю жизнь.
Один из моих любимых стихотворений.
Очень классный стих Есенина!