Мировоззренческий кризис наложил отпечаток на поэзию Сергея Александровича Есенина первых послереволюционных лет.
Стихотворение написано в 1919 году. Его автору исполнилось в тот момент 24 года, он теоретик и практик имажинизма, женат на актрисе З. Райх. Это время внутреннего перелома, отразившегося со всей очевидностью в его стихах. По жанру – поэма, авангардная лирика, по размеру – дольник с перекрестной рифмовкой. Рифмы как открытые, так и закрытые, много неточных. В этом стихотворении принято отмечать стилистику В. Маяковского. Однако этот антураж поэт использует совсем для других целей. Отныне он не воспевает революцию, ее бешеную стихию и музыку, не изображает из себя пророка, вождя. Лирический герой – сам поэт.
Уже в 2 строфе – страшная картина разрушения и запустения. Людей нет, нет и цивилизации. Только воющий на луну волк и мертвые лошади со вспоротыми животами, да слетевшееся воронье. Природа становится олицетворением распада. Даже у лазури хищно выпущены когти. Он призывает читателя прислушаться. «Звонкий стук» — так теперь восходит заря. И прямое обращение к победителям, строителям нового мира: «веслами отрубленных рук» вы прокладываете себе путь в светлое будущее. Вороны облепили радугу.
Герой предчувствует, что ему не выжить. Уж и сам он не то человек, не то застывшее на холоде дерево. Дальше горячечный бред, все перевернулось с ног на голову: синей конницей скачет рожь. Уродится ли хлеб? Да и возделывать его некому. Мир разбит, и осколки его режут до крови. «Скачет стужа». «Русь моя, кто ты?» — центральный вопрос поэмы. Человек озверел, потому Бог дает детей волчицам. «Зарево трупов» вместо восходов. Физическая природа человека искажается («третий глаз из пупа»). Но это не знак оккультного посвящения, нет, этим глазом матери высматривают «кости помясистей» (оксюморон).
«Чудесная гостья»: революция. Вера изгнана, порядок вещей нарушен. Герой идет к собакам, страшась людей. Начинается самопожирание. Поэт еще зовет землю «любимой», не желает проливать на ней кровь, спасая свою жизнь от одичавших людей. «Буду петь»: как заклинание. Вновь голова срезается, словно «желтый лист». Дважды упоминается октябрь. «Все познать, ничего не взять»: он будет свидетелем, летописцем. Герой отказывается поддаваться безумию. Наперекор всему он будет целовать, слушать сердцем, исцелять «серпами стихов» тех, до кого еще можно достучаться. И вот уже солнце не лужа под мерином, а куст черемухи. Обилие сравнений (как лужа), метафор (голод вцепится), эпитетов (разбойный), инверсий (пел я), рефренов (звери).
«Кобыльи корабли» С. Есенина – трезвый взгляд на революцию, манифест человека, отвергающего звериную психологию выживания любой ценой.
Страшное описание войны и разрушения мирного течения жизни. Мариенгоф описывал, как они с Есениным шли по городу заваленному лошадьми, которых клевали вороны.
Страшное описание войны и разрушения мирного течения жизни. Мариенгоф описывал, как они с Есениным шли по городу заваленному лошадьми, которых клевали вороны.