Луцилия приветствует Сенека!
Мне встретился Кларан, соученик
Он, хоть и стар, душою — очень крепок,
Хоть хрупок телом, духом не поник.
Наверное, природе захотелось,
Заветы нашей логики поправ,
Явить, что, даже в самом бренном теле,
Способен обитать блаженный нрав.
Душа — нам украшение, не тело
Для доблести прикрасы не нужны.
Прекрасен воин, в бой идущий смело,
Хоть внешне он — страшнее сатаны.
Мы рассуждали о родах благого…
Равны ль они? Есть высшее из благ?
В мирских делах должны искать какого?
Какое нужно вынести на флаг?
Во-первых – процветание отчизны,
Здоровье, радость, мир на всей земле.
Второе – в проявленьях трудной жизни:
Как вытерпеть и пытки, и болезнь…
Последнее – пристойная походка,
Спокойное, открытое лицо,
Осанка, ясность взгляда, дом и лодка,
Приличная еда, в конце концов.
Первичен дух, что смысл найти стремится
Не в мненьях, а — в явленьях ищет суть.
Он хочет знать: В природе что творится?
Он в истине находит высший суд,
И, раскрываясь в пестроте поступков,
Все делает похожим на себя:
Дар дружбы, и дома, и их приступки,
Всему внимая, всех вокруг любя.
Что можно к совершенному добавить?
Кто в честности своей излишне прост?
(Нельзя быть честным и «слегка лукавить»…)
Несовершенства признак – бурный рост.
Не отделить достойное стремлений
От действия, достойного похвал,
И добродетель многих поколений
Одна и та же, как бы ни назвал.
Мы в стаде добродетель видим сразу:
В коровах – вымя, больше ничего.
А в человеке добродетель – разум,
Прямой от Бога, давшего его.
А, если разум – благо нам от Бога,
Не существует неразумных благ.
Величье духа неизменно, строго —
В нем воля, крепко сжатая в кулак:
Как выглядит? – То — воля обстоятельств,
Но, всюду добродетели равны:
На приступ стен идущий неприятель
И павшие защитники стены.
«Между победой или пораженьем
Нет разницы?!»- Поверь мне: Никакой!
Не всяко пораженье – униженье,
Не все победы – с Божеской рукой.
Все честное — в спокойном поведенье,
По доброй воле, искренне, без зла.
Все честное не терпит принужденья,
Иначе – честность выжить не смогла б.
Меж радостью и болью есть различье:
При выборе, я к радости стремлюсь.
В естественности – радости величье,
Но, испытанье духа – тоже плюс.
Поставь перед собой душою равных:
Один — богат, другой – почти что наг.
Они – равны пред Богом! Скажешь: Странно…
Богатство – случай… тем, кто не дурак.
Не внешность составляет людям славу,
Хоть доставляет массу беспокойств.
Не важно в друге: лыс он, иль кудрявый,
Не благо это, а – случайность свойств.
Никто в семье не делает различья
По росту, нам не важен мышц объем…
И в родине, мы ценим — не величье,
А то, что… нежно Родиной зовем.
Все истинные блага – равновесны,
Имея одинаковый размер.
А в мнимых – пустота. Пример известный:
Подложность гирь, как мерзость всяких мер.
Что разум подтверждает – прочно, вечно,
И укрепляет душу навсегда.
Что без ума, как глас толпы беспечной,
Всегда страшится умного суда.
Добро и зло не в чувстве обитают,
Не знающем полезность перемен.
В их битвах победителей считает
Лишь разум, в судьи избранный взамен:
Способен он, пустое отметая,
Судить о благе только по душе,
Что с прошлым нашу будущность сплетая,
Ведет пороки к точному туше.
Из высших благ – отчизна, семьи, дети…
Вторые – проявляются в беде:
Терпение в болезни, пытках… эти
Блага нас заставляют поседеть.
Есть третьи – это скромная походка,
Умение пристойно встать и сесть…
Но, в первых двух, коль коротко, то вот как:
Отличие в природе блага есть.
Гореть в огне – с природой несогласно,
Но благо в том не следует винить:
В согласии с природой, это ясно —
Нам неустанной душу сохранить.
Что разум? – Подражание природе.
Что благо? – По природе поступать,
Пускай болезни, пытки нас находят,
От разума не должно отступать.
Один угас за ужином, другому
Совокупленье жизнь оборвало,
Иной – во сне, легко впадая в кому…
Ты скажешь, что кому-то повезло?!
Один живет — в сражениях неистов,
Другой – под наслаждений сладкий дым…
Бывает гладкий путь и путь тернистый –
Что добродетель признает своим?
Как чистота безоблачного неба
Не может быть ни ярче, ни темней —
Покой в душе достичь хотелось мне бы,
Без болей в теле. Нет двух благ ценней!
Блага равны…Но, если глянуть строго,
Я выше оценил бы, что больней.
Суметь умерить радости — неплохо,
Но, с тяготами — справиться трудней.
Из храбрецов, мне Муций всех дороже,
Простерший руку над чужим огнем,
И, алой кровью на сгоревшей коже…
Величье духа высветилось в нем.
Порсенна, любовавшийся спокойно,
Не выдержал: Убрать огонь скорей!
Так Муций, показав пример достойный,
Мгновенно прекратил войну царей.
Хвала тому, кто счел себе во благо
Пролить перед врагами свою кровь!
Такой поступок не забудут за год…
Прославиться желаешь?
Будь здоров.