Сенека — О пользе наставлений: Стих

Луцилия приветствует Сенека!
Есть люди, в философии берут
Лишь частные советы человеку,
Суть общая для них — бесцельный труд.

А стоик Аристон, совсем напротив,
Считал бесцельным к частному брести:

«Кто сущность блага знает, не своротит,
И в частностях, с достойного пути.

В метании копья искусный воин
Способен попадать в любой предмет,
Кто все постиг, в любом деяньи волен
Увидеть блага истинного свет.

Кто представляет лишним наставленье,
Тот говорит: Слепого научить,
Как зрячего — нельзя, …Верните зренье —
Он сможет сам незрячих излечить.

Так заблужденья ослепляют душу,
Она живет в бесцельной маяте.
Что толку, объяснять глухим, как слушать?
Что, прокаженным — мысль о чистоте?

Что, нищему — уменье быть богатым?
Голодному — воздержанность в еде? —
Нам прежде утолить их голод надо,
Чем обучать ненужной ерунде.

Все то же говорю я о пороках:
Покуда ложных мнений не изгнать,
Никто не слышит… мудреца, пророка,
Хоть каждый день их видит из окна.

Пусть знает, что в деньгах — ни зла, ни блага…
Пусть знает, как несчастны богачи…
Добейся, чтоб от страха он не плакал —
Терпению, упорству научи.

Когда, внушив основоположенья,
Научишь видеть жизненный удел,
За ним не нужно в частностях слеженье:
Ведь добродетель — азимут всех дел.

Кто добродетель сердцем ощущает,
Тому здоровье, слава — все равно.
(Философы тщеславные вещают,
О том, что было в прописях давно.)

И, далее, кому нужны советы,
Хоть в ясных, хоть в сомнительных вещах?
Коль ясно — вразумленьям места нету…
Сомнительно? — Кто верит натощак?

Приводишь доказательства без меры,
А, слушатель душою не проник…
Сильнее доказательства — примеры,
Поэтому — довольно их одних.

Как к людям относиться? — Справедливо!
И, незачем ученого учить!
Суть знающий — и так живет счастливо,
Незнающим — дай к истине ключи:

Молва пустая им заткнула уши,
Они не знаю путь добра и зла…
А, кто имеет, вряд ли будет слушать
Вещающих — хоть с трона, хоть — с осла.

Есть две причины наших преступлений:
Злонравие, и путь к нему — разврат…
Нет пользы здесь от частных наставлений,
Прельщаемый — лишь видимости рад.

Для каждого, на всякий случай в жизни,
Не сможешь наставления найти…
Жизнь мудрого — пример для всех в Отчизне,
Хоть тот пример… злонравию претит.

Что одержимость, что порочность мнений —
Нет разницы, чему их наставлять?
Изгнать безумье — встать на путь гонений…
Безумие — безумных вразумлять.» —
………..

Так Аристон считал, Великий Стоик…
И, чтоб достойный дать ему ответ,
Все разобрать в отдельности нам стоит,
Тогда поймем: где — истина, где — нет.

Согласен: зренье не вернуть советом…
Обретший зренье, сможет ли помочь
Другим? А добрый нрав — способен в этом,
Он гонит зло из душ, как солнце — ночь.

И врач, не только лечит, но и учит:
Побереги прозревшие глаза.
Их яркий свет насилует и мучит,
Из мрака выбегать на свет нельзя.

Хоть слишком слабы сами наставленья,
Но… освежают память о грехах.
Не лишни — ободренья, утешенья…
А вразумленья лучшие — в стихах.

Зачем учить больного, как здоровых? —
А, в ком болезнь не встретишь? — Покажи!
Порой бессмертный не имеет крова,
И обрести не может… (вечный жид)

«Прогонишь алчность — вразумлять не надо
Как жить, ни богача, ни бедняка.»-
Не только жажда денег — благ преграда,-
На благо тратить их должна рука.

«Бессильны наставления пороку.»-
Да, не всегда болезнь излечит врач,
Но, насморк он всегда излечит к сроку,
И облегчает бесполезный плач.

«Зачем нам очевидное внушают?»-
Напомнить — означает ободрить!
«Здесь подкуп был — вы знаете… Все знают
об этом. Что тут долго говорить?»

Ты знаешь: целомудрия в супруге
Бесчестно ждать, гуляя по другим…
Что, свято — позаботиться о друге…
Но, эти мысли — по воде круги.

«Без доказательств, что нам в поученьи?»-
Возьми из «Энеиды» полстиха,
Возьми Катона, Сира изреченья —
Душа замрет, в раздумиях тиха…

Как искра, от легчайших дуновений,
На волю выпускает свой огонь,
И добродетель — ждет прикосновений,
Воспрянет в человеке, только тронь.

Но, если в наставлениях нет толку,
Лишь на природу нужно уповать:
Иной умен, но ум кладет на полку,
Другой — лишь тело «ложит» на кровать.

«Тем, кто основ не знает, вразумленья
Не помогают вылечить порок.» —
Задатки блага — в каждом от рожденья,
Покуда зло не перешло порог.

«Кто знает жизни честную основу,
Тому и вразумленья не нужны.» —
Пути добра, от зрения дурного,
Страстей и лени…не всегда видны.

«Он в зле и благе ложным мненьем связан? —
Дай истину, детали ни к чему.» —
Нет: разум в том, чтоб делать, что обязан.
А, Что обязан? — Растолкуй ему.

Все связано: основы, наставленья…
В пути их, добродетельность — предел.
Основы — впереди, тут нет сомненья,
Но, наставленьям — также много дел.

«От массы наставлений — беспорядок.»-
Такое мненье близко подлецам:
Важнейших наставлений список краток,
Не различая места и лица.

«Безумных — мудрость слов не впечатляет…
Злонравных — тоже.» — Так ли? И везде?
Пусть порицанье их не исцеляет,
Но, вынуждает следовать узде.

«Законы — наставления с угрозой,
И те не в силах зло преодолеть.»-
Кого пугают будущие грозы?
А наставленье — пряник, а не плеть.

Нужны ли основания к законам,
Что нам оставил муж добра Платон?
Оспорить их пытался Посидоний…
Ему не нужно? — Но, не все ж, как он.

В законах польза есть — в законе право,
(Хотя они полезны не для всех…)
Дурной закон — залог дурного нрава,
Лазейки в нем — злонравия успех.

И, так же, философия полезна,
Как путь развитья разума, души.
А, тех, кто закоснел в своих болезнях,
Что порицать? — У них свой путь: грешить…

К пороку склонных — мудрость беспокоит,
Как тянет груз упорное весло.
В великом человеке есть такое,
Что благотворно действует без слов.

Федон писал: «Укусы насекомых
Не разглядишь, хоть кровь они сосут.»
Пусть с мудрыми вы даже не знакомы —
Вам их советы пользу принесут.

«Познай себя!» и «Ничего сверх меры!»
Кто спросит: Почему? — В том мудрых дар…
Я мог бы привести еще примеры
Великих фраз, коротких, как удар.

Помочь способно людям поученье,
Раз порицанье может пристыдить,
Ведь наставленье — мягкое леченье
Души, чтоб путь к добру освободить.

Свет истины зовется вдохновеньем:
В себя мы верим, душу укрепив.
Нам нет преград, готовы в дерзновеньи
Лететь… дорогу кровью окропив.

Агриппа не толкал других к несчастьям,
Но помогал в несчастьях уцелеть:
«И малое — поднимется согласьем,
Великому — раздор не одолеть.»

«К чему поток советов, сожалений,
Для тех, кто от природы не глупы?»
Необходима помощь наставлений,
В борьбе с превратным мнением толпы.

Желая блага или проклиная —
Примерно в равной степени вредят…
Желают, часто, то, чего не знают,
И ложный страх вселяют, уходя.

Никто не заблуждается отдельно,
Он делится пороками с другим,
Не лечим мы пороков эпидемий,
Наоборот, толпа поет им гимн!

Пороки восхваляются искуссно,
Не слышно даже слова о борьбе…
В итоге — сокрушительная гнусность,
Что каждый видит в людях… не в себе…

Пускай нас опекун возьмет за ухо,
И окриком заглушит шум толпы,
Пусть, как источник нравственного слуха,
Прикажет повернуть к себе стопы.

Природа не толкает нас к пороку:
В земле все злато, там же — и алмаз —
Топчите! Нет, нам мало в общем проку…
И, за алмаз, топтать готовы нас.

Природа поднимает лица к небу,
Чтоб наблюдать прекрасный ход светил.
Но человек, не думая: «Вот мне бы…»,
Опять глаза на землю опустил.

Он ищет злато в ней (себе на горе),
Железо ищет (копи — как обрыв),
И гибель, вслед за ними, видит вскоре,
Причину и орудие отрыв.

Взгляни на рудокопов: в эти руки
До кончиков волос впиталась грязь.
Но, в душах от металлов — больше муки:
Где богачи, что могут жить смеясь?

Не зарься на признанье, символ власти,
К богатству свои руки не тяни:
Богач собой не властен и несчастен.
Желаешь власть? — Пороки изгони.

Найдутся те, кто, видя призрак славы,
Поджечь решатся стены, города…
Кто покорит великие державы,
Которых и не видел никогда,

Никто не смеет заглянуть им в око,
Чужая жизнь для них не дорога.
Их гонит… честолюбье и жестокость.
Лишь видимость: они теснят врага.

Тщеславный Александр, гонимый страстью
К опустошенью, Грецию поверг
(где был воспитан). Без ума, кто властью
Был упоен, и шел по трупам вверх.

Афины, Спарту взял, пока был молод…
Казалось бы, во всем ему везет!
Так хищник, не испытывая голод,
Добычу беззаботную грызет.

Готов творить насилье над природой,
Чтоб утвердить величие над ней…
Но, камень, по волнам попрыгав, в воду
Уходит, и конец пути — на дне.

И Гней Помпей, из ложного величья,
Вел войны, продлевая свою власть…
И Цезарь, возомнив свое отличье
над всеми, в возвышеньи видел сласть.

Соперника терпеть не захотел он,
Хотя страна — двоих терпеть могла…
«Брут! Как, и ты?»… и охладело тело
когда-то недоступного орла.

Гай Марий — тоже, консулом был столько,
Что и не счесть, согражданам назло…
Не верь, что Марий вел в атаку войско,
Нет — честолюбье Мария вело.

Как смерчи, разрывая все на части,
И город оставляют сокрушён…
Так тот, кто приносил одни несчастья,
И сам, поверь мне, счастья не нашёл.

Ни в ком из них мы мудрость не находим,
Кому они, хоть каплю, помогли?
Вся мудрость — в возвращении к природе,
Откуда нас пороки увели.

Покинем подстрекателей порока,
Толпящихся, друг друга заразив.
Без зрителей — и в золоте нет прока,
Лишь зеркало его отобразит.

Никто не одевается роскошно,
Чтобы себя и близких удивлять.
Наш почитатель — преданный помощник…
Свое безумство людям выставлять.

Не увлекайся знаками отличья
На зависти достойной вышине:
Там смотрят в бездну своего величья,
Дрожа: «Как удержаться на коне?»

Немало есть философов от страха —
Проснулся разум в них, почуяв кровь…
Не забывай: в удачах — отсвет краха.
В беде — проснется разум.
Будь здоров.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Категории стихотворения "Сенека — О пользе наставлений":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Читать стих поэта Сенека — О пользе наставлений на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.