Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола, своя отметина,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье, где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
Анализ стихотворения «Мгновения» Рождественского
Роберт Иванович Рождественский — мастер песенного жанра, автор множества полюбившихся произведений из ряда советских кинофильмов. Его стихотворение «Мгновения» стало одной из самых популярных песен XX века.
Стихотворение стало песней для телефильма «Семнадцать мгновений весны», выпущенного в 1973 году. Р. Рождественскому в эту пору 41 год, он автор около 16 сборников стихов, включая переиздания. Музыку написал композитор Микаэл Таривердиев, исполнил песню певец Иосиф Кобзон.
По жанру — элегия с элементами гражданской лирики, по размеру — пеон (сверхдлинный напевный размер) со сложной рифмовкой. Композиция кольцевая, с возвратом к началу. Структура — лесенка, ступени которой позволили автору расставить акценты в нужных местах, подчеркнуть ритм, интонацию и особенности синтаксиса. Поэт вложил в стихи общечеловеческий смысл, еще драматичнее они зазвучали в кино от лица советского разведчика. Поэт показывает мир крупно, с напряженностью текущего момента. Центральный образ «мгновения» встречается в тексте 15 раз, включая название. Р. Рождественский не играет с формой и смыслами, его строки чеканны, выверены, прямы, говорят о непреходящей ценности понятий: Родина, честь, совесть, долг. Поэт широко пользуется тавтологическими рефренами, внутренней рифмой, звуковыми повторами: мгновения спрессованы в года (в данном случае — анафора), глоток воды. Сравнения: свистят, как пули у виска, большое, как глоток. Образ «обыкновенной воды», быта, суеты, монотонности контрастирует с напряженным ожиданием, внутренней готовностью к подвигу, малому или большому. Произведение метафорично: у каждого свои колокола, своя отметина. Олицетворения: мгновение придет, раздают, секунды свистят. Эпитетов мало: крохотных, обыкновенная. Литота: крохотных мгновений. Поэт обращается к читателю на «ты», интонация его подчеркнуто серьезна, со сдержанным пафосом. «Наверное» — указание на то, что автор не уверен, что его посыл будет понят и принят. Он открывает перед читателем свое сердце, принципы, но разделят ли их современники и потомки — ему неизвестно. Жизнь — череда моментов, среди которых нет неважных, проходных. Человек постоянно принимает решения: сказать, промолчать, начать или отложить.
Масштабность темы и лиричность ее воплощения — вот основа созданного в 1970-х годах произведения Р. Рождественского «Мгновения». Песня ушла в народ, стала одним из смысловых акцентов телефильма «Семнадцать мгновений весны».
У Рождественского нет слова «вода» обыкновенная, а есть «печаль» обыкновенная(издание 30летней давности). Кто заменяет слова? Нерадивый издатель или режиссёр ..?
Нашли это издание, за 1972 год. В остальных же книгах за 1977, 1985, 1986, а также в современной литературе напечатано «вода» обыкновенная. Все книги опубликованы при жизни автора, поэтому сложно судить, попало стихотворение с редакцией самого автора или кого-то другого.
Блин, подскажите, что с этим делать! Я думала, что уже приняла это как данность, и это не будет больше отравлять жизнь, но сегодня опять… Это каждый день у меня в голове, и длится эта непонятная штука уже больше года… Мне даже страшно куда-то обращаться: ни у кого больше такого нет! Мама говорит, что у нее тоже это было, но после просмотра фильма, а у меня это могло произойти по двум следующим причинам: признание таланта Кобзона после его смерти и защитная реакция на подготовку к ЕГЭ. Баллы, кстати, высокие. Весь 11 класс не боролась, считала, что это «строить и жить помогает» (строить — готовиться, жить — писать стихи в состоянии невероятного подъема, петь, вести канал и заниматься спортом), но на самом деле помощь иррациональна: часто слушать песню не разрешаю себе, но, когда слушаю, день проходит гораздо лучше обычного! (даже если не слушаю до конца, когда она на будильнике) Не слушать нельзя — иногда это необходимо. Но, когда это на неделю уходит, я чувствую себя свободным человеком! Есть еще такой парадокс: я часто анализирую свою жизнь, и, даже если кажется, что сейчас можно заглядывать в 11 класс, воспоминания о том, как я помешалась, приводят к повторному помешательству… Скажите, это вообще лечится?
Лечится, но не у нас и не сейчас.
да в телесериале солдаты анатолий кот тоже пел эту песню
Классно
Это гениальные стихи! Очень красиво написано
Гениальные строки. Композитор и космонавт.
Красивый стих! Я — невежда, не ожидал, что это ТОТ САМЫЙ автор и ТЕ САМЫЕ стихи из песни.))