Присказки, зачины, концовки и эпитеты в русских народных сказках

Присказки русских народных сказок

В народной сказке чаще всего повествование начинается с очень интересной, шуточной присказки, небылицы. Иногда такой прибауткой она заканчивается. Она смешит, украшает, создает настроение слушать сказку, легко запоминается. Часто рассказчик с юмором и в рифму просит слушателей угостить его. Обычно после присказки начинается зачин (настоящее начало).

Примеры присказок в сказках

* * *

«Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу повечер, когда поешь мягкого хлеба».

«Летала сова-веселая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди».

«В некотором было царстве, в некотором было государстве, не в нашем было королевстве. Это будет не сказка, а будет присказка; а будет сказка завтра после обеда, поевши мягкого хлеба, а еще поедим пирога да потянем бычка за рога».

* * *

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, в заду чеснок толченый; с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь».

«Было это до царя Ерохи, когда земли было трохи. Было это и до царя Панька, когда земля была тонка, снег горел, а соломой тушили».

«Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».

* * *

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

«Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику».

«Стоял столб точеный, золоченый, на столбе птица – синяя синица, красные перышки. Это ещё не сказка, а присказка; сказка будет впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба».

* * *

На море на океане, на острове Буяне есть бык печеный. В одном боку у быка нож точёный, а в другом чеснок толчёный. Знай режь, в чеснок помакивай да вволю ешь. Худо ли? То еще не сказка, а присказка. Сказка вся впереди. Как горячих пирогов поедим да пива попьем, тут сказку поведем».

«Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится».

«В некотором царстве, в некотором государстве были болота непроходимые, кругом их шла дорога окольная; скоро ехать тою дорогою — три года понадобится, а тихо ехать — и пяти мало!»

«Разодрались комар с мухой. Комар укусил муху, а муха-то – слепня, а слепень-то – шершня, а шершень-то – воробья. И пошел тут бой – не разлить бойцов водой. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди».

* * *

Зачины русских народных сказок

Народная сказка начинается с зачина. Он знакомит с героями, их характерами, отношениями, описывает, где и когда были события. Также из зачина понятно, как рассказчик сам относится к героям. Зачины могут повторяться, они бывают в рифму или в виде пословицы. Благодаря интересным зачинам все внимательно слушают или читают сказку.

Примеры зачинов в сказках

* * *

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею».

«Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся; к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка».

«Жил-был старик со старушкой. У них было три сына: большой был Миколенька, а второй сынок Петинька, а третий – Иванушка-дурачок».

* * *

«В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

«Вот в старинные годы было…»

«Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон».

* * *

«В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жил-был досюль помещик». («досюль» — доселе, до наших дней)

«В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату…»

«Жили-были на болоте журавль да цапля».

* * *

«В некотором царстве, в тридесятом государстве, на краю за холмом, в селе том, где мы живем, где леса дремучи, озера сини и поля широки, жили-были старик со старухой».

«Жил-был Иван русский богатырь».

«Жило два брата; один жил бедно, другой богато, одного звали Степаном, а другого Иваном».

* * *

«В старые годы, когда и черти не прочь были учиться по-солдатски: маршировать и ружьем выкидывать, был-жил в Питере солдат, смелой да бойкой! Служил он ни хорошо, ни худо; на дело не напрашивался, от безделья не отказывался».

«В некотором царстве, в некотором государстве, не именно том, в котором мы живем, жил-был царь да царица, а у этого царя не было короны».

«Жил себе дед да баба, у них был один сыночек Ивашечко; они его так-то уж любили, что и сказать нельзя!»

* * *

«Жили-были мужичок да бабица. Жили ни шатко ни валко – что наживут, то и проживут».

«Бывала-живала старушка одна-одинёхонька».

«Жил-был в одной деревушке бедный-бедный старичок со старухой».

* * *

«В некотором царстве, в некотором государстве, в одном было королевстве, жил-был царь, и у царя была дочь одна-разъединая».

«На море, на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха».

«Живал-бывал царь, вольный человек; жил на ровном месте, как на скатерти».

* * *

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать».

«В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был один сын – Иван-царевич».

* * *

В некотором царстве, в тридесятом государстве, на краю за холмом, в селе том, где мы живем, где леса дремучи, озера сини и поля широки, жили-были старик со старухой».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил король с королевою, у которых был тридцать один сын, в один рост, в один голос и на одно лицо».

«Жили дед и баба; они жили на Красной горке, имели сучку-бобровку, кобылку-воронку, тпруньку-буруньку, дочку-желтоволоску, овечек имели, гусей имели – все богачество у них было».

* * *

Концовки русских народных сказок

Народная сказка состоит из нескольких частей. Концовка в ее композиции помогает понять: что бывает, если вести себя хорошо или плохо, чем закончилась история для каждого из героев, какая у нее мораль (урок всем). Иногда последние слова рифмуются, или звучат как пословица. Концовка также может отвлечь от грустного, страшного в сюжете, насмешить, успокоить. Она напоминает детям, что это только сказка.

Примеры концовок в сказках

* * *

«Вот вам сказка, а мне бубликов вязка».

«Стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют».

«Ну, сказка вся, боле врать нельзя».

* * *

«Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

«Вот тебе и все кончилось, решилось».

«На этом басне конец».

* * *

«Как аукнется – да так и откликнется, скоро нажила – да скоро и прожила».

«И стали жить-поживать».

«Вот как бывало раньше!»

* * *

«А старик стал жить-поживать один, да добро наживать, да без старухи отдыхать».

«И зажили все припеваючи».

«Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает».

* * *

«И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать».

«Вот и сказке конец».

«При этом и растолковали ей русскую пословицу: «С сильным не борись, а с богатым не тянись».

* * *

«Я там был, вместе уху хлебал; по усу текло, в рот не попало».

«На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали шли в шею толкать!»

«Я у них был, чай пил с медом, только по носу текло, а в рот не попало».

* * *

«Я у них была, мед-пиво пила, по усам бежало – в рот не попало. Дали мне пирог – я убежала за порог и вот где сижу».

«Вот и сказка вся, белоглазка вся, больше сказывать нельзя. Щука да елец, да и сказке конец».

«Сказка вся, а присказка будет завтра после обеда, поевши мягкого хлеба».

* * *

«И там живут, может – нас переживут».

«На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак, да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не гузай, убирайся-ка поскорей со двора». («гузать» — медлить)

«Я у них в гостях была, мед-пиво пила».

* * *

«И жили они долго и счастливо».

«Тут и сказке конец, сказал ее молодец, и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

«Я как-то мимо их хаты шла да к ним в гости зашла. Угощали они меня медом, сладкой водочкой. Много я у них пила и ела, по губам текла сладкая напива, а в рот не попала».

* * *

«Веселым пирком да и за свадебку…».

«Стали пир пировать, велели музыку играть. И я мед-пиво пил, а в рот капельки не попало из их гулянья».

«И я там был, вино-пиво пил, по губам-то текло, а в рот не попало; тут мне колпак давали да вон толкали; я упирался да вон убирался».

* * *

«И я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»

«Живут, поживают и добра наживают».

«Стали они жить благополучно – в радости и спокойствии, и теперь живут да хлеб жуют».

* * *

«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, всей басне конец». («басня» — побасенка, небылица, сказка. «корец» — ковшик)

«Знамо, господь покарал за великую жадность!»

«Купеческий сын воротился домой и жил с своею царевной долго и счастливо, никого не обижал и бедным завсегда помогал».

* * *

«И стали жить да быть, да, бают, и сейчас живут». («бают» — рассказывают)

«Вот что значит отказывать странным-то людям, потому странные люди всякие бывают». («странники», прохожие)

«Ну, тут и задали пир на весь город».

* * *

Постоянные эпитеты русских народных сказок

В сказках много народно-поэтических эпитетов. Они называются постоянными, фольклорными. Они очень выразительные и легко запоминаются, переходят из волшебной сказки в песню или загадку. Иногда это слова в устаревшей, краткой форме. Главное – что они не меняются веками и придают сказке особую красоту.

Примеры постоянных эпитетов в сказках

* * *

Баба Яга костяная нога

Сапоги-скороходы

Шапка-невидимка

Мать сыра земля

Трава-мурава

Царь-батюшка

Иван-дурак

Иван-царевич

Василиса Премудрая

Сестрица любезная

Скатерть-самобранка

* * *

Очи ясные

Уста сахарные

Брови соболиные

Руки белые

Красна девица

Душа-девица

Нареченный жених

Ясный сокол

Добрый молодец

Красавец писаный

Буйна голова

Зычный голос

Детушки малые

Люди добрые

* * *

Молодильные яблоки

Яблочко наливное

Вода живая и мертвая

Сине море

Чисто поле

Лес дремучий

Красно солнышко

Серый волк

Конь ретивый

Косой заяц

Слезы горючие

* * *

Счастливо жить-поживать

Горько плакать

Переносить безропотно

Вздыхать тяжело

Литературный блог
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

0 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии