Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.
История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.
Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.
Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное. Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой. Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.
Стихотворный размер: четырехстопный анапест.
Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.
Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.
Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек». В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных». Они создают не самые приятные ощущения.
Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.
«Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой» — автор анализа, вы идиот?
Найдите в этом стихотворении хоть одно упоминание слова «Ленинград»! С этим стихотворением случилась только одна беда, до него дотянулись и испошлии сальные ручки одной плохообразоранной певички.
Про его Поэзию говорят, что это муть. Но я хочу сказать в защиту автора. У него есть хорошие стихи и они по своему хороши. Как и вот это стихо тоже.
Вообще сейчас странной стала современная поэзия. На некоторых сайтах стихи Классиков не котируются, нравятся графоманские и несовершенные (много лайков, куча просмотров). Главное, чтобы тема цепляла за живое. Такое наблюдается и в музыке. Не важен текст, вокал, а нравятся лёгкие, весёлые, глуповатые и бездарные песни.
Видимо человечество деградирует и пошло в обратном направлении: от человека разумного к обезьяне. Вот и нравиться всякая посредственность, ерунда и чушь, потому что люди не дозрели, чтобы понимать высокое и ценить красоту. Такие безграмотные песни и стихи может и нужны, но они не должны преобладать. И всё равно они исчезнут бесследно, а шедевры — бессмертны и будут жить долго или вечно. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
А эти строки от Музы Классика стали уже песней
Другой Взгляд на Обычные Вещи в Зимнее Время
Над полем розовый закат
В воздушно-синем океане
И над равниною дрожат
Огни, как будто бы в тумане.
А там за белою равниной,
Вдали, как тёмный воротник
Я вижу лес наполовину
Как он безжизненно поник.
И всё так радостно под вечер:
И эти серые дома,
И этот взор не человечий,
Что смотрит с белого холста.
И эта ясность небосвода,
И в нём смеющейся хрусталь,
И, словно пламенная нота
В полёте выжженная грань.
Если кому-то интересно , то можно послушать эту песню на Ютуб . Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .
Так он же и умер — погиб в «кандалах», в застенках Гулага?
Только вот автор ждёт ареста, а не «своих близких», рецензист как-то совсем наоборот смысл стихов понял
А что значит «до детских припухлых желез.»?
Когда зубки режутся
Где ты в дёснах железы увидел?
Речь о припухлых, заплаканных глазах
Эти строки поймет только человек рождённый в Ленинграде! Для меня: это родное и близкое! Коротко и удивительно правдиво!!!
Извините, но я не могу понять метафоры «к зловещему дегтю подмешан желток». Поясните.
Думаю, это довольно абстрактная метафора, служащая изобразительно-выразительным средством. На фразу нужно посмотреть в составе остальных художественных средств( Ленинград-Петербург). В стихотворении сосуществуют прошлое (через память автора) и настоящее. Так например, Ленинград — новый Петербург; дегтярная реальность и примешанная к ней частичка прошлого в виде воспоминаний лирического героя.
Автор пишет про «декабрьский денек». В декабре в Петербурге очень короткий день, очень часто и днём сумрачно — «зловещему дегтю», но иногда проглядывает солнце — «подмешан желток».
Думаю пасмурное небо и едва заметное солнце
Боже ж ты мой, вразуми идиотов, пишущих такие рецензии.
Как можно публиковать такой, с позволения сказать, анализ. Сейчас так принято в школе: шаблон, от которого ни в коем случае нельзя отступать. Но это же поэзия. Разве можно так грубо, без мысли, только шаблон и штамп. Великий поэт перевернулся в гробу.
Мы не ограничиваем никакими шаблонами и мнениями рецензентов. Они сами вольны выбирать, что писать. Критика, как положительная, так и негативная в адрес рецензентов всегда приветствуется, ведь каждый имеет право на свое личное мнение.
Золотые слова! Афтар рецензии держит читателей за дураков, впрочем, как и самого Эмильевич, 1930-1917=13, тринадцать лет в стране новая власть, а Мандельштам ни ухом ни рылом. Вот так делают ватных кретинов!!!
Класс)
Задали стих наизусть в 11 классе. Довольно трудно рассказывать, надо передать все эмоции
Ох, тяжёлое стихотворение. Веет 37-м годом от него. Вспоминается песня на эти слова, которую Пугачева исполняла…
Как обычно у Осипа Мандельштама стихи очень грустные и пронзительные. По сердцу скребут.
Довольно таки смелый стих. Между строк чувствуется преклонный возраст автора, и понятно, что многих друзей автора уже нет в живых.
Мандельштаму в 1930 году всего 39 лет было) Но многих, не без участия советской власти, действительно, уже не было в живых.
Чистили от насекомых, способных предать…не жаль
Вечно!