Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Анализ стихотворения «Над морем» Заболоцкого
С самого детства Заболоцкий наблюдал невзрачные пейзажи севера, поэтому он был настолько очарован красотой Крыма и особенно моря. Написанное в 1956 году стихотворение «Над морем» абсолютно точно передает красоту южного Крыма и вызывает ощущение душевного покоя. В последние годы жизни поэт особенно восхищался природой и ее пейзажами. Поэтому при прочтении стихотворения в сознании возникает образ умиротворенного и красивого места.
Стихотворение начинается с яркого образа — душистого «горьковатого» аромата чабреца. Благодаря использованию эпитета «горьковатый», Заболоцкий дает почувствовать запахи земли Крыма. В памяти всплывает светлый образ дома у горы и растущего рядом кипариса. Автор описывает Крым как «сонный» мир, где «время не спешит». В этом волшебном «сонном» мире художественное время трансформируется и замедляется, напоминая неподвижную громаду Крымских скал.
С помощью метафор «море — дирижер, а резонатор — дали», «концерт высоких волн» автор создает границы художественного пространства, замыкая общую картину.
Поэт обладает обостренным чувством слуха, запаха и цвета. Центральный фрагмент стихотворения содержит в себе акустические приемы, которые Заболоцкий зовет акустическими «ловушками». Поэтому субъект различает на слух дальние источники звуков, которые находятся вдали от него. Эти «ловушки» позволяют оказаться среди всей этой красоты. Благодаря фонетическим приемам «плеск волн» и «раскат грома» можно буквально услышать. Само море в стихотворении является частью художественной картины, созданной автором, и постоянно находится в активной фазе. Поцелуй девушки метафорически отождествляется с распустившимся цветком.
Завершением стихотворения становится ряд визуальных образов. Заболоцкий описывает щебечущую стаю синиц, тяжелые алые гроздья винограда и детей, которые собирают у подножия скал степные травы и чабрец. Такие элементы добавляют стихотворению умиротворения. Они дополняют идеальную картину, созданную автором, объединяют в себе как музыкальное, так и природное начала.
В целом, художественный мир Заболоцкого полон различных звуков, которые он передает с помощью лексических средств выразительности. Авторские эпитеты, сравнения и другие художественные приемы помогают ярко и точно передать картину созданных им образов и ощущение возвышенности, а также удивительным образом оттеняют душевное состояние поэта.
Стихи Заболоцкого — это просто пиршество для души. Гармоничные, благозвучные- прекрасные, одним словом. Талант мощный имел Николай Алексеевич Заболоцкий, а мы получаем несказанное удовольствие от прочтения его творений.