Прекрасно озеро Чудское,
Когда над ним светило дня
Из синих вод, как шар огня,
Встает в торжественном покое:
Его красой озарена,
Цветами радуги играя,
Лежит равнина водяная,
Необозрима и пышна;
Прохлада утренняя веет,
Едва колышутся леса;
Как блестки золота, светлеет
Их переливная роса;
У пробудившегося брега
Стоят, готовые для бега,
И тихо плещут паруса;
На лодку мрежи собирая,
Рыбак взывает и поет,
И песня русская, живая
Разносится по глади вод.
Прекрасно озеро Чудское,
Когда блистательным столбом
Светило искрится ночное
В его кристалле голубом:
Как тень, отброшенная тучей,
Вдоль искривленных берегов
Чернеют образы лесов,
И кое-где огонь плавучий
Горит на челнах рыбаков;
Безмолвна синяя пучина,
В дубровах мрак и тишина,
Небес далекая равнина
Сиянья мирного полна;
Лишь изредка, с богатым ловом
Подъемля сети из воды,
Рыбак живит веселым словом
Своих товарищей труды;
Или путем дугообразным
С небесных падая высот,
Звезда над озером блеснет,
Огнем рассыплется алмазным
И в отдаленьи пропадет.
Анализ стихотворения «Две картины» Языкова
Впервые «Две картины» Николая Михайловича Языкова были напечатаны в альманахе «Северные цветы».
Произведение датируется 1825 годом. Автору его в эту пору исполнилось 22 года, он студент-философ университета в Дерпте, влюблен в А. Протасову, живо интересуется литературными новинками из России, хвалит басни И. Крылова, а вскоре, приехав на побывку, еще и свидится с А. Пушкиным в Михайловском. В жанровом отношении – пейзажная лирика, рифмовка преимущественно опоясывающая, 2 строфы. Лирический герой – созерцатель. Упоминаемое в стихах место историческое, связанное с победой Александра Невского в Ледовом побоище. Однако автор создает эпичную картину собственно этого чуда природы. Озеро по своей величине находится на одном из первых мест в Европе, расположено ныне на границе России и Эстонии. Там водится множество птиц, например, цапли, беркуты, аисты. Видов рыб также немало, среди которых есть и судак, и лещ, а здешний снеток в былые времена традиционно подавался к царскому столу. Поэт преклоняется перед красотой и величием озера. Вначале он любуется им на рассвете. «Торжественный покой» вод нарушается лишь «тихим плеском» парусов на рыбачьих лодках. «Мрежи»: сети. «Взывает и поет»: в первом случае, к Богу. «Песня русская, живая»: для поэта она стала еще одной неповторимой частью увиденной панорамы. Затем поэт описывает удачную («с богатым ловом») ночную рыбную ловлю на Чудском озере, безмолвие «синей пучины» под звездопадом. И вновь поэтизируется простой труд рыбака. Прием параллелизма, сопоставления. Возвышенная лексика, интонация восхищенная, раздольная, фольклорная. Ярчайшие средства художественной выразительности: перифраз (светило дня и ночи), сравнения (как шар, как блестки золота, как тень), россыпь эпитетов (блистательным столбом, сиянья мирного, огнем алмазным, переливная роса, кристалле голубом), архаичные слова, будто из устного народного творчества, былин (брега, краса, мрежи). Инверсия (чернеют образы, с небесных падая высот), повторы, анафора, звукопись, метафоричность (небес равнина), череда перечислительных градаций, рефрен в начале каждой строфы. Поэт обходится без восклицаний, междометий, строй стиха свободно льется, создавая живописное полотно.
В «Двух картинах» Н. Языкова воспевается красота русской северной природы, кровная связь с ней человека через вечный промысел рыбацкий.