Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова
Одним из самых известных, хрестоматийных стихотворений, отражающих взгляды Н. Некрасова является произведение «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848 г.). В этой миниатюре, написанной под влиянием случайно увиденной сцены, поэт выступает не только в защиту простого крестьянства, но и размышляет об истинном предназначении поэта.
Некрасов стал свидетелем избиения кнутом молодой крестьянки. Это было обыденным, признаваемым справедливым явлением. В отношении крепостных крестьян не существовало строгого законодательства. Подневольные люди полностью зависели от произвола своих хозяев. Случайные свидетели в большинстве своем признали бы это наказание справедливым. Просто крестьянка в чем-то не угодила хозяину, а значит проявила непокорность. Дворяне не ставили крепостных выше рабочего скота, поэтому жестокое физическое наказание считалось лучшим способом воспитания должного уважения. Однако Некрасов видел в крестьянине такого же человека. Будучи гуманистом, он понимал, что избиение (даже за настоящее преступление) никогда не сделает человека лучше. Такой метод унижает человеческое достоинство. Он приведет лишь к озлоблению и желанию мести.
Во второй части стихотворения заложены размышления Некрасова по этому поводу. Он не случайно упоминает, что женщина молча и терпеливо переносила наказание. Поэт восхищался стойкостью русского крестьянства. Несмотря на тяжелый физический труд, голод и постоянную угрозу физической расправы, крестьяне редко выражали свое недовольство. Они спокойно несли свой крест и не переставали надеяться на лучшее. Некрасов видел в крепостном крестьянине залог сохранения физических и духовных сил русского народа. Изнеженная дворянка могла бы умереть от одного удара кнутом, так как обеспеченная ленивая жизнь сделала ее слабым и уязвимым существом. В широком смысле дворянство, как класс, неуклонно двигалось к своему вырождению. Только в многомиллионном русском крестьянстве сохранялся здоровый корень нации.
В последних строках стихотворения содержится еще одна важная мысль Некрасова. Называя крестьянку родной сестрой своей Музы, поэт обращает внимание читателя на то, что истинное значение поэта заключается в служении народу. Некрасова постоянно критиковали за его резкие антикрепостнические взгляды, подвергали произведения поэта цензуре. Это тоже было своеобразным несправедливым наказанием. Выступая в защиту простого народа, Некрасов во имя добра и справедливости «забывал» о своем дворянском происхождении и заявлял о кровном родстве с крестьянством. Впоследствии он даст развернутую характеристику своей Музы, не имеющей ничего общего с безобидными лирическими произведениями, воспевающими только любовь и красоту.
Отлично! Какое удачное сравнение… Как били крестьянку, так и его Музу иссекли кнутом (ругали и критиковали Автора). А он молчал принимал удары, не отвечая злобным критикам. Алексей Баталов 4. Дом Поэта..
Странное второе четверостишие….
Крестьянка молчит, а Некрасов сравнивает её с Музой. Т.е., получается, что и Муза его молчит?
И вообще с чего мы решили, что это крестьянка. да ещё и крепостная? Вольных крестьян было предостаточно. К тому же, в центре города, посреди улицы, устраивать расправу над крепостной? Глупость какая! Обычно так наказывали преступников. И эта женщина вполне могла быть воровкой.
А то, что Некрасов назвал её крестьянкой… Ну, так встречают по одёжке)) А что сложного в том, чтобы надеть крестьянское платье? Не все, кто носят крестьянское платье — крестьяне. Воровке, например, проще затеряться в толпе, переодевшись в крестьянку.
Отличное стихотворение! К сожалению, очень слабый «анализ» к нему: слишком поверхностный и прямолинейный.
Шо такой большой?