И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…
Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.
Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..
Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…
Ну, как сказать, по содержанию — хорошо, понимаю, а вот по форме — ужасно, таких стишков можно за день штук 10 насочинять
Да, стих очень красивые, но много. А автору повезло с фамилией
Стихотворение конечно сильное. И я для себя подметил как тяжело жилось крестьянам при царе.
Я думаю что это стихотворение о мальчике который вырос и вспомнил своего отца
«Родина» захватывает душу… Это совсем не та Родина, которую мы привыкли видеть у других классиков. Это великолепное стихотворение, которое рождает острую волну сочувствия и горечи.
«И вот они опять, знакомые места, где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста.» — многим ли знакомо? Печально, что у иных людей, дом так и не становится крепостью. С пеленок оторванные от гнезда, вечно чужие — враги сами себе. Возможно, если бы не такое прошлое, мы бы не узнали Некрасова таким, каким он стал теперь, уже навсегда.
Ссылаясь на предыдущие комментарии, я все же не соглашусь, что Некрасов покинул дом исключительно из тяги к знаниям и прекрасному… Он бежал, бежал горячо и отчаянно. Но в этом нет ничего зазорного, потому что, прежде всего, ЕМУ ХВАТИЛО СИЛ НА БЕГ. Поэтому, он в любом случае победил.
Разве что немного печально, что в конце стихотворения он немного злорадствует, обесценивает мать и няню, которым просто-напросто не хватило сил, но даже это очень чувственно и потому простительно.
Что ж…
«-Куда идем?»
«-Всегда домой.»
Нормально и даже хорошо , но много
Ни разу в своей жизни я не слышал подобной чепухи. Вы говорите , что в данном стихотворении доминирует дуализм но его здесь вовсе нет.Также вы утверждаете что он имел все возможности усовершенствовать собственное родовое имение но это не так : на момент ухода из родительского гнезда ему было около 16 лет и Николай Некрасов никоим образом не мог повлиять на мировоззрение своего отца , которого можно было отнести к поколению «Диких » .
Что же касается «предательства» и «маменькина сыночка» я постараюсь объяснить и оправдать Николая Алексеевича . Некрасов действительно очень сильно любил свою мать так как всю свою заботу доброту и любовь она отдала детям. Поэт ни раз говорил , что Елена Андреевна ( мама ) спасла его душу от растления , что именно она внушила ему мысль о жизни во имя » идеалов добра и красоты » Что же касается предательства , то это полная ложь : Николай Некрасов должен был покинуть свой дом для обучения в любом случае , просто в отличие от других детей он покинул его с полной радостью .
Из анализа можно сделать неутешительный вывод, что Некрасов типичный маменькин сынок, предатель отца. Неудивительно что в творчестве доминирует дуализм, отсутствует мужественная цельность, ощущается инфантильная ненависть к реальности и порядку вещей. Имея все возможности усовершенствовать реальность родового имения, малодушно сбегает в город где неистово фантазирует о себе как о карающем лирнике: «Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!»… Оттуда мы уже слышим в творчестве привычное оправдание, как бы «не мы такие — жизнь такая». Прекрасное стихотворение, раскрывающее нам механизм происхождения предателей Родины. Спасибо Некрасову, что на своей шкуре нам это показал!
Душевный и красивый стих!