Его глаза — подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста — пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки — бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий —
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он — на небе
Кровавая растаяла комета.
В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.
Анализ стихотворения «Портрет мужчины» Гумилева
Произведение «Портрет мужчины» Николая Степановича Гумилева посвящено картине кисти художника эпохи Ренессанса.
Стихотворение создано не позднее весны 1910 года. Как раз в это время поэт вместе со своей женой Анной Ахматовой отправляется в свадебное путешествие в Париж, где уже вдвоем они будут стоять у загадочной картины в Лувре, скорей всего, авторства Франчабиджо. Впервые же он ее увидел несколько лет назад, когда был студентом Сорбонны. В жанровом отношении – и портрет другого человека, и романтическая самохарактеристика, рифмовка перекрестная, омонимическая (во втором четверостишии), 6 строф. Прежде всего, «глаза, уста и руки» изображенного человека занимают воображение поэта. Его лирический герой двойственен. С одной стороны, он маг и типаж демонический, с другой – это человек, потерпевший крушение, не победитель, а побежденный, оставшийся жить. Недаром в канве книги автор относит это стихотворение к «жемчугу черному». В каком-то смысле, это и живой мертвец ушедшей эпохи, и беспощадный портрет пресыщенного, не знающего покоя, современника. «Мечтой убийцы и поэта»: то есть, спутник душегуба и проводник в мир порока неискушенного мечтателя. «Столетние обиды» бунтующего против Бога человека. Поэт идет на кощунственное объединение садов «Мадонны и Киприды» (первая – Дева Мария, последняя – Венера), чтобы подчеркнуть независимость персонажа, его существование вне всяких рамок и классификаций.
К финалу контрастность определений только нарастает. Злоба в сердце героя соседствует с нежностью ланит и улыбкой. Однако заключительная строчка не оставляет сомнений: этот человек – создание погибшее, отвергнувшее прощение и путь исправления жизни. Впрочем, это всего лишь фантазия поэта-физиогномиста, отправная точка в попытке разобраться в собственном мировоззренческом хаосе, кстати говоря, вполне типичном для молодости. Стихотворение богато средствами выразительности. Эпитеты: странный жребий, атласной кожи. Сравнения: уста – рана, руки – мрамор. Повторы: кровавая, плакать. Анафора: в его душе. Инверсия: растаяла комета, променяет он. Метафоры: столетние обиды, отмечен знаком. Лексика возвышенная и зловещая, перечисления, красноречивое многоточие и одинаковость начал трех первых четверостиший.
«Портрет мужчины» Н. Гумилева – одна из таинственных масок поэта в сборнике «Жемчуга».