Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Анализ стихотворения «Варварство» Джалиля
Произведение татарского поэта Мусы Джалиля «Варварство» — поэтический документ преступлений немцев во Второй Мировой войне.
Стихотворение написано в октябре 1943 года. Его автору в этот момент было 37 лет, а жить оставалось меньше года. На войне он был корреспондентом. После тяжелого ранения попал в плен. Чтобы отвести от себя подозрение и помочь подпольной группе, вступил в немецкий легион, организованный в целях поощрения национализма в коренных народах оккупированных территорий. Поэт участвовал в подготовке восстаний. После разоблачения был схвачен гестапо и казнен. В СССР некоторое время считался пособником фашистов, затем стали доступны обличительные стихи поэта, послужившие основанием для пересмотра отношения к нему. По жанру – военная лирика, трагедия, по размеру – ямб со сложной рифмовкой, деления на строфы нет. Обвинение – в самом названии стихотворения. Композиция сюжетная. Интонация горькая, взволнованная, гневная. Пафос произведения поднимается до вершин народного плача, песни. «Они» — другого нет названья, разве что «кучка дикарей», «варвары» или «враги». Несколько восклицаний и многоточие в финале. Идет уничтожение селенья. Нацисты расстреливают женщин и детей. Не желая марать руки, заставляют рыть яму самих приговоренных. «У края бездны»: метафора близкой насильственной смерти. Стремительный диалог матери и сына. Мальчик болен, еще недавно мать с любовью ухаживала за ним. Теперь же они вместе выведены в сгустившуюся мглу. Ребенок описан с помощью уменьшительных суффиксов, живых просторечий: головку, мальчуган, малютка. Она уговаривает его не бояться, не метаться тщетно перед хохочущим врагом. «Заалела кровь»: убиты «две жизни и одна любовь!» Вся природа ужаснулась содеянному. Эпитеты: бессильных, худеньких (уменьшительный суффикс усиливает беспомощность невинных жертв). Сравнения: как дети, как лист, как нож. Олицетворения: плакали реки, солнце поцеловало, ветер свистнул, лес обезумел. Инверсия: шумел лес, бушевала листва. Фольклорный мотив: мать-земля. Вековой дуб рухнул, как грозный знак. Междометие: о! Обращение: земля моя, скажи, страна моя. В заключительной части поэт взывает к земле, которой за «миллионы лет» не доводилось видеть такого «позора и варварства». Метафорично обращение к стране, всему народу, поднявшемуся на смертный бой с неправдой. Поэт призывает проклятья на голову убийц, карателей, захватчиков. Две завершающие строки о том, чего нельзя позабыть: кровь детей, кровь матерей.
Книга «Моабитская тетрадь» М. Джалиля – свидетельство и завещание поэта всему человечеству.
С детства знаю стихотворение «Варварство» наизусть… Но не могу дочитать до конца…. слезы подступают к горлу…. настолько очевидно и горько…. Моя мама была ребенком, когда немцы оккупировали Украину моя бабушка, ее мать, прятала раненного солдата у себя в хате. «Добрые соседи» доложили немцам и мою бабушку на глазах мамы избили до смерти… Мама всю жизнь не могла спокойно говорить о Войне… плакала всегда… рано осталась сиротой… и умерла в 46 лет…
Ни в детстве, ни сегодня в 59 лет не могу прочесть его без слез… какая сила, какая трагедия
Не смогла бы читать этот стих на публику. Пока про себя читала и то уревелась.
Круто
Я его учу на 9 мая учительница сказала
Учила стих на урок за 25-30 минут✨
учила стих чуть больше часа , на конкурс. взяла первое место, и судьи почти все плакали , стих очень понравился.❤️
Моя мама причитала мне его, когда я была маленькой, я плакала, как и сейчас, сильное стихотворение. Как моя мама читала его я больше не слышала ни от кого, она у меня была чтец… Хотела бы как она прочесть, но не получается (((
Я читала это стихотворение , со слезами в 10 лет, сейчас 65
этот стих очень грустный. я сейчас учила его на конкурс. выучила за 1 час 18 минут. стих очень трогательный и пресный
стих прекрасны. учу его второй раз на конкурс. вообще стих великолепный. на прошлый конкурс все судьи плакали
Первый раз его услышала в школе , в 7 классе. Наша одноклассница выучила его и рассказала сама от себя на 9 мая.. Мы все рыдали … Оно оставило отпечаток в моей душе. Сейчас мне 40, я до сих пор не могу спокойно прочесть его. Хотим выучить его уже с моей дочерью к открытому уроку.
Сейчас, когда мы сами будто на пороге таких трагических событий, еще больше чувствуешь всю боль и трагичность стихотворения… Никогда никому не сломить дух нашего народа!
Так печально даже читать этот стих
Почему rustih.ru ничего не пишет о переводчиках, ведь их вклад велик,неизмерим, только тонко чувстующий переводчик может достойно представить поэта. И весь «анализ…» свёлся к обсуждению перевода, даже как-то напоминает препарирование, простите, если кому-то не нравится, но я чувствую так.
Именно перевод сделал его сильнейшим стихотворением. Правильно подмечено.
Есть ещё один перевод и там уже не так сильно подобраны слова
Перевёл стихотворение Семён Израилевич Липкин.
Какого еще перевода, здравствуйте?
Не надо эти ужасы учить — в душу только прекрасное.. так Хотел великий Муса Джалиль! Расцветай человеческая душа!!! Не превращайтесь в плакальщиков и зверей! Стих — указатель!!!
Григорий, ты дурачок что ли? Это история. Её надо знать и помнить.
Вот, как раз, чтобы не превратиться в зверей, нужно помнить до чего доводит нацизм!
Потрясающее стихотворение, помню его еще со школы (выступали на конкурсе), а мне уже 54. Ни тогда, ни сейчас не могу сдержать слез. Сколько же в нем горя и силы русского человека.
я учу стих варварство он очень трогательный
Я тоже кстати его учу
зачем это писать мы ведь и так в стихотворение варварство, мария
Трогательный? Он волнительный и страшный
А я учила на конкурс, и с ним заняла первое место.
Мне уже больше 70, а этот стих читала в 15 лет на конкурсе, до сих пор помню слова и тревожит душу .
Я в 16 лет на конкурсе этот стих читала а помню как сегодня! Дрожь в теле до мурашек хоть уже мне 60
Я читала этот стих вчера на конкурсе. Заняла первое место. Все плакали почему-то.
…если плачут, если стихи дошли до самого сердца — значит ты ЧЕЛОВЕК! Они написаны для таких, которые пропускают стихи через свое сердце…
Не стесняйтесь слез…
Почему-то??? Я навзрыд плачу сама, когда читаю вновь и вновь это стихотворение. Мне 60. А первый раз его читала в школе. Мороз по коже.
Я его в 8 лет читала
это было очень трогательно , слёзы водопадом
До слёз
я учила этот стих в 1 классе
только в другом переводе-
«Они их собрали, спокойно до боли»
и по-скольку была на сцене впервые нечего не заняла…
Первый класс — не надо! Только если звериные повадки были у ребёнка, садизм… МД АФС!
В третьем классе читала стих. Рыдали все! Даже учитель.
я этот стих учила во 2 классе и не понимала зачем ,а сейчас когда надо учить по литре большие стихи о войне вспомнила его…
*я, мама, жить хочу! Не надо мама* с этого момента я зарыдала
Я тоже, вот сейчас пишу этот комментарий и плачу. Мне его первый раз мама
В мемориальном комплексе «Хатынь» прочитала, когда мы увидели могилу ребёнка
Которого убили в возрасте семи дней…
Мне 39 лет, скуп на эмоции, отец троих, стихи не люблю, но это… Я откровенно плакал, не могу ничего поделать.
Баста, товарищи, баста. Ничего не изменилось. Мы всё ещё «унтерменш», а выродки-не люди, которые себя называют » Жителями сада» В открытую, не стесняясь, говорят о том, что проигрыш(о котором они мечтают) России перечеркнет победу СССР во Второй мировой. Фашисты здесь, они не разбиты и если мы хотим жить, как народ, как нация. Если мы хотим не осрамить наших предков, то при всех кредитных машинах и прочих отличиях мы должны повторить их подвиг и, окончательно, уничтожить фашизм. Эти змеи, 80 лет залечивали раны от сокрушительного удара, нанесённого нашими дедами и прадедами, но гадина подняла голову. Так снесём же её ко всему чертям, которые живут в них.
Какая же тупая. С фашизмом воевал СССР, который включал себя не только россиян, но и белорусов, украинцев, грузин и другие национальности. Но ты думаешь лишь о россиянах, дура набитая, а о других тебе телевизор не рассказал. Иди рожай солдатов, и на лавочке у подъезда, раз такая. Воюет тут в комментариях.
очень похоже, тупая вы, Паташа, и не в коем случае Наташа не дура, дура Вы, причем абсолютная
Извините меня я хоть и маленькая но понимаю что д+++й обзывать не за что другого не знакомого человека это плохо
Для начала фашизм Италия нацизм германия и в основе больше ущерба получили россияне,от части я согласен
Согласна. Наша Земля полнится патриотами и героями. А прочая шушера была всегда. Даже внимания не стоит.
Я женщина в приличном возрасте, не могу помочь на фронте, но помогаю Родине … Вокруг меня воспитываются патриоты, будущие и настоящие.
Мне не понравился этот вариант перевода. Учила его стих 16 лет назад, отец к ВОВ посоветовал, он у меня один из его фанатов и сборник 1983 г нашел купил. В нем более адаптирован перевод, читаешь, с первого раза, душу рвет. Этот же вариант мне не зашёл, может потому, что для меня другой стал первым.
Я знаю два перевода. Это — лучший. В 1971 году в школе тоже был конкурс чтецов. Плакали все. С тех пор помню «Варварство». Это лучшее, что я знаю. Наша память не должна забыть эту боль. Бог и Матерь Божья с нами. Воины, защитники, мы с вами и ждём домой с Победой. Не дайте нашим врагам шагать по нашей священной земле.
У меня для вас плохие новости.
Нынешнему поколению такое необходимо читать, помнить о прошлом!
Когда то помнила наизусть. Сейчас читаю внуку и плачу
Мне 49 и я его помню наизусть.
Читала в школе на конкурсе чтецов просвещеный ВОВ.
Когла его вспоминаю всегда слезы на глазах
Оказалось, что и я помню наизусть, тридцать пять лет прошло. Повторила, и могу рассказать…
Оу, я в седьмом и тоже буду его читать на конкурсе чтецов. Надеюсь у меня всё выйдет и я попаду в областную!)
я это стихотворение читала на смотре художественной самодеятельности, зал плакал
Мне очень понравилось это стихотворение!!!!Это просто великолепно! Оно прямо описывает войну.Мне 11 лет и я решила его выучить ко дню победы.Очень уж понравился этот стих.Ещё когда мне 9 лет было я стих М.Джалиля «Чулочки» учила.Очень понравились его стихи.))))
Выучи еще «лекарство»
Очень красивое стихотворение!!! Я его в школу учу
Нам его в школе читали все плакали
Я его в 57 лет читала на сцене, наизусть. Сейчас мне 60. Собираюсь в мае прочитать, Чулочки.
Читала это стихотворение на День Победы…все рыдали…я сама там от слез надрывалась…этот стих очень проникновенный…
Это стихотворение М. ДЖАЛИЛЯ » Варварство » оставило в моей жизни неизгладимый след …..с того самого дня , когда я читала его на конкурсе чтецов , это что то невообразимое происходило с залом и со мной в том числе . До сих пор помню …….слезы…… слезы….. всхлипы в жуткой тишине …. А я как будто находилась там ……. на той войне , с ребёнком на руках….. в той страшной и жестокой битве , жизни и смерти . Это стихотворение , как вечный огонь , как страшное напоминание о войне …… этого нельзя забыть .
Вы просто прекрасно описали мои чувства….
В далёком 75 году в школе к Дню Победы читала девочка, зал практически весь плакал .Звонкий, выразительный голос вбивал каждую строчку в сознание о дикости войны, жестокости и варварстве. А читала девочка, немка по национальности. Вот, как-то так
Я читала на конкурсе чтецов в школе, сейчас подзабыла, но сейчас своевременно, такой же кошмар.
Очень грустно , до слез . Сижу учу
Господи, дай власти ума не затевать кровопролитие вновь.
помню это стихотворение наизусть с 10 лет,сейчас мне 58,а слезы до сих пор. Сила искусства!
Я сейчас этот стих учу.
понимаю я тоже на конкурс чтецов!!! Завтра в школу…
ОБОЖАЮ!
Мне очень понравилось
сейчас учу это замечательное произведение и плачу одновременно…моя мать учила этот стих ещё в школе, а сегодня на дистанционном обучении нам сказали подготовить стихотворение о ВОВ…мама предложила его…сейчас ни разу не пожалела о выборе!
Срочно,помогите…
М.Джалиль (Варварство)
1)Определите тему стихотворения
2)Выпишите эпитеты
3)Докажите,что выражение «плакали,как дети,реки;как лист,сдержать не может дрожи «-это сравнение
4)Составьте тонкие вопросы к стихотворению и письменно ответьте на них
5)Сформулируйте основную мысль стихотворения
6)Выпишите олицетворение из текста
7)Докажите,что выражение «Вонзается, как нож;лентой красной извиваясь»-это сравнение
8)Составьте «толстые»вопросы к стихотворению и письменно ответьте на них
После стиха вообще-то всё подробно расписано
Задай вопрос в интернете
«Анализ стихотворения Варварство» И найдешь ответ на всё вопросы
Замечательное стихотворение. Читала его на День Победы, слезы просто рекой текут
Очень трогательное стихотворение.я расплакалась и представила то время.
Самое лучшее что читала. Настолько хорошо и жизненно написано что происходящее представляется перед глазами.
Я слушала этот стих на татарском языке на канале «Туган тэл». Исполняла конкурсантка с Уфы. Великолепно прочла. На тат языке «Вяхшят». Браво ей!!
За это стихотворение мой внук в детском саду на конкурсе стихов о войне получил 1 место. К военной поэзии неравнодушна сама и внуку часто читаю стихи о войне.Стихи Мусы Джалиля только читала и слышала, как другие исполняют. А тут решила с внуком разучить, ему 6 лет, но очень хорошая память у него, способности точно передавать голосом интонацию и артистичность. Стихотворение полностью запомнил без особого затруднения и читал так, этот маленький ребенок, что «мурашки по коже»!Когда учила сама это произведение, поначалу не хватало дыхания, ком к горлу подкатывал, слезу прошибало на каждой строке.Чтобы ребенок интонационно запомнил правильно, сначала проработала интонацию в своем прочтении. Поначалу думала, как буду внуку читать, расплачусь, не смогу сдержаться, но всегда знала, что хороший чтец, как и артист, не должен плакать.Он должен своим исполнением заставить плакать зрителя. Когда появились такие наработки, уже не плакала, а внук не плакал вообще! Думаю, что это в силу возраста у него. Прошло чуть больше года, мой внук теперь школьник. Решила снова вспомнить с внуком это стихотворение и снова слезу прошибает…
А еще мне нравится стихотворение «Волки», тоже Муса Джалиль написал.
Я воспитатель. И прочитала это стихотворение своим подготовишкам. Конечно, перед этим был разговор о войне, подвигах. Детки слушали, затаив дыхание. У некоторых даже были слезы на глазах. Прониклись. И главный вывод, который они сделали, что война — это очень плохо, страдают все: и стар, и млад. Пообещали, что когда они вырастут, то будут беречь мир, свою страну. Это и есть патриотическое воспитание!
Стихотворение очень трогает. В голове мыслей много, а писать отзыв тяжело. Но почему-то в отличии от взрослых не плачу. (Может ещё мала)
Я учитель.На примере жизни и подвига героев ВОВ воспитали мы 70-90 годы.Вечная слава участникам ,ровесникам Великой Победы!!! Прекрасный стих.без слов от души!!!
Вечная слава!!!Любим,помним,чтим!
Читала его в детстве на конкурсе чтецов и заняла первое место.Читала проникновенно,звонко,на высокой трагической ноте.Будучи взрослым человеком без слез читать не получается (((
Это — перевод . В оригинале — на татарском — эти стихи ещё больше трогательнее …