Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.
Краса, любимая тобой,
Тебе отдаст, положим, руку…
Года мелькнут… летун седой
Укажет вечную разлуку…
И беден, жалок будешь ты,
Глядящий с кресел иль подушки
На безобразные черты
Твоей докучливой старушки,
Коль мысли о былых летах
В твой ум закрадутся порою
И вспомнишь, как на сих щеках
Играло жизнью молодою…
Без друга лучше жизнь влачить
И к смерти радостней клониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!..
Анализ стихотворения «Опасение» Лермонтова
Произведение «Опасение» Михаила Юрьевича Лермонтова относится к ранней лирике поэта.
Стихотворение написано в 1830 году. Его автору исполнилось 16 лет, весной он распрощался с Благородным пансионом, лето провел в усадьбе Середниково, где был сражен красотой Е. Сушковой, осенью приступил к занятиям в университете. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы мужские, женские, открытые и закрытые. Лирический герой – автор, беседующий, видимо, с ровесником или же с самим собой. Поэт размышляет о времени и приходит к неожиданным выводам. Герой наставительно предостерегает в повелительном наклонении: страшись. От любви одни неприятности. Во-первых, она проходит. Во-вторых, тревожит и убивает тоской. Да так, что после столь жестокого испытания трудно «воскреснуть», вернуть интерес к жизни. Во 2 четверостишии – о главном: краса, любимая тобой. Дальше начинаются мечты о будущем: тебе отдаст руку. Небольшие сомнения все же побуждают героя добавить к рассуждению «положим». Поскольку здесь начинается область мечты, появляется россыпь многоточий. «Года мелькнут»: справедливое, но довольно банальное утверждение, еще не испытанное героем на, так сказать, собственной шкуре. «Летун седой» (метафора и инверсия): подразумевается Кронос, мифологический персонаж, который изображается в виде крылатого старика. «Вечную разлуку»: смерть. В 3 строфе юноша выносит приговор долголетним союзам. Герой полагает, что престарелая пара – довольно жалкое зрелище. Пожилой влюбленный с радикулитом непременно располагается в креслах, подушках, а рядом ворчливая (докучливая) «старушка», черты лица которой смело можно назвать «безобразными». Тогда всякое воспоминание о молодости и красоте своей избранницы будет вызывать бесполезные сожаления. Интересно, что похожие меланхоличные мысли на тему старости легли и в основу посвящения неотразимой Е. Сушковой под названием «Весна». В заключительной строфе философствование героя переходит на иной уровень. Он декларирует одиночество, поскольку неизбежная утрата дорогих лиц кажется ему невыносимой. «Жизнь влачить»: похоже, герой уже не питает иллюзий. «К смерти радостней»: оксюморон. «Два удара»: кончину любимого человека, а потом и необходимость встретить свою собственную. Интонация достаточно мрачная, местами ироническая. Лексика от возвышенной до просторечной. Эпитеты: былых, вечную. Метафора: играло жизнью.
В своем «Опасении» М. Лермонтов предупреждает читателя о превратностях любви и неумолимости времени.
Стихотворение красивое, но все же лучше….. вдвоем. Пусть и тяжело.