В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
Анализ стихотворения «Крест на скале» Лермонтова
Романтический «Крест на скале» Михаила Юрьевича Лермонтова был впервые опубликован лишь после смерти автора.
Стихотворение написано примерно в 1830 году. Считается, что юный поэт посвятил его не предмету своих воздыханий Екатерине Сушковой, а ее кузине Евдокии, носившей ту же фамилию. Впоследствии она и сама оказалась даровитой поэтессой, впрочем, творчество ее еще при жизни оказалось порядком подзабытым публикой. Кавказ для поэта уже тогда – не просто модная или экзотическая тема, еще в детстве он там бывал. По жанру – пейзажная лирика с исповедальным мотивом, по размеру – четырехстопный амфибрахий с парной рифмовкой. Лирический герой вполне реалистично описывает знакомую ему местность. Там нет красот, тем более облагороженных рукой человека. Кругом дикая природа, проторенных дорог туда тоже нет. Могильный крест, установленный в столь недоступном месте, поражает воображение героя. И в погребенном под ним, и в том, кто погребал неведомого мертвеца, он видит силу духа, которой ему самому так часто недостает. Этот крест еще и вызов для тех, кто лишь наблюдает за ним с безопасного расстояния. Между тем, он же – еще и символ преодоления себя и трясины суетной жизни. Пройти путем тех таинственных предшественников, путем «степного орла» – заветная мечта и навязчивая идея героя. В одиночестве у чужой могилы он хочет выплакать перед Богом не только горе, слабости и страхи, но, кажется, и душу. Он желал бы забыть дорогу обратно, стать братом стихии, а не людям. Сбросить бренное тело, распрощаться с ограниченностью разума. Чувствуется, что мечта героя несбыточна, и он сам это понимает. Однако этот образ еще долго не потускнеет в его памяти. Стихотворение построено на противопоставлении обыденного и героического, земного и небесного, человеческого и природного начала. Есть в нем и олицетворение, соединенное со сравнением: «подъята рука». Более того, следом идет еще одно сравнение: «как будто хочет схватить». Устаревшие слова. Эпитетов не так уж много, к примеру, «далеких холмов». Метафора: «много лет протекло», «цепь бытия», бурное финальное восклицание. Если перевести музыку стиха в средства художественной выразительности, нетрудно заметить и аллитерацию, и более редкий ассонанс. Умоляющее междометие, пылкое условное наклонение («бы»).
Стихи «Крест на скале» М. Лермонтова – образец ранней лирики поэта, бескомпромиссный порыв жить вопреки опустошающей суете.