Рыцарь ангелоподобный —
Долг! — Небесный часовой!
Белый памятник надгробный
На моей груди живой.
За моей спиной крылатой
Вырастающий ключарь,
Еженощный соглядатай,
Ежеутренний звонарь.
Страсть, и юность, и гордыня —
Все сдалось без мятежа,
Оттого что ты рабыне
Первый молвил: — Госпожа!
Анализ стихотворения «Рыцарь ангелоподобный» Цветаевой
Произведение «Рыцарь ангелоподобный» Марины Ивановны Цветаевой – тигель, где плавятся реальность и порождаемые ею метафоры.
Стихотворение написано летом 1918 года. Поэтессе исполнилось в ту пору 26 лет, она уже имеет некоторый вес в мире литературы, автор нескольких сборников стихов, замужем, воспитывает двух дочерей. В начале года ее супруг С. Эфрон отправляется на фронт. Она же с детьми застревает в Москве, почти не имея средств к существованию. По жанру – элегия с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Большинство рифм открытые. Лирическая героиня – сама автор. Стихотворение – словно одна большая метафора, отражение в осколках рухнувшего мира, ревизия чувств и творчества. Интонация восторженная и покорная. В 1 четверостишии возникает образ, давший названию всему произведению. Уже с 1 строки – инверсия, затем пара излюбленных поэтессой тире и столько же риторических восклицаний. Высокий стиль пронизывает строки: рыцарь, долг, часовой, памятник. В финале строфы – чуть жутковатая метафора надгробия на ее «груди живой». Второе четверостишие столь же затруднительно для понимания. Фигуры ключаря и звонаря, опять старинные, исконные понятия, стремительное уничтожение которых она в те дни наблюдает. Первый образ – символ порядка, торжественности, церковности. В образе второго появляется нота тревоги, набата. Происходящее – почти наваждение, еженощное, ежеутреннее. В окружающем хаосе героиня старается быть верной незыблемым принципам, понятиям, представлениям. Наконец, в заключительной строфе следует откровенное признание: все сдалось без мятежа. Набросан собственный психологический, творческий портрет: страсть, юность, гордыня. Довольно трезвый взгляд на себя. Былая бескомпромиссность покинула ее, уже она «рабыня». Хватило только оброненного слова: госпожа! Это обращение дает ей силы и жить, и быть великодушной, и творить. Трактовать стихотворение можно в 2 плоскостях: в этот период М. Цветаева в подобных выражениях (ангел, воин, белый лебедь) воспевала самоотверженность мужа, примкнувшего к Белому делу. Она чувствовала себя соработницей ему. Также тем летом она мучительно исследует феномен поэзии. Свой долг она видит в сопротивлении стихиям, социальным потрясениям. Выражением его становится не муза, а именно гений поэзии, мужское, мужественное начало. Поэт – тот же воин, поле сражения его – собственное сердце и сердца тех, кто еще способен слушать и слышать музыку стиха.
Свидетельница революционных событий, М. Цветаева создает «Рыцаря ангелоподобного», ее манифест взглядов на мир той эпохи.