Максу Волошину
Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла — их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг — они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
Анализ стихотворения «Кошки» Цветаевой
Стихотворение «Кошки» было написано М. Цветаевой в 1911 г., когда она еще не подозревала о всех бедах и испытаниях, которые выпадут на ее долю. Оно посвящено близкому другу поэтессы — М. Волошину. До сих пор неясно, что хотела сказать Цветаева этим произведением.
На первый взгляд сюжет стихотворения юной поэтессы достаточно прост. Описывается загадочное поведение кошек, которые с древних времен считаются самыми независимыми домашними животными.
Но постепенно закрадывается вопрос: не являются ли кошки символом, за которым скрывается что-то другое? Многие исследователи творчества Цветаевой считают, что в образе кошек она воплотила свои представления о свободной и независимой женской натуре.
Неприятие обыденной жизни и чувство своей «непохожести» на остальных проявились у Цветаевой в достаточно раннем возрасте и впоследствии только усиливались. Фраза «в кошачьем сердце нет стыда!» вполне подходит для определения творческого эгоизма поэтической личности.
Вторая и третья строфа еще больше напоминают рассуждения поэтессы о самой себе. В 1911 г. Цветаева только в первый раз встретилась со своим будущим мужем. Но отказ от принятия «домашней роли» (приравниваемой к рабству) в полной мере проявился впоследствии. Брак был непрочным, поэтесса уходила и вновь возвращалась к мужу, заводила реальных и воображаемых любовников. Более того, она постоянно заявляла о своем негативном отношении к обыденной жизни, называя ее мещанством и пошлостью.
Цветаева, находясь в мире своих волшебных грез и фантазий, попросту была не способна создать домашний уют. Это тяга к резким ощущениям и перемене мест ярко выражена в строке: «Единый миг — они на воле».
В целом каждая строфа оканчивается эмоциональным заявлением об отсутствии в «кошачьем сердце» «стыда», «рабства» и «любви» (вероятно, привязанности). Такими качествами, судя по более поздним высказываниям Цветаевой, и должна обладать сильная творческая личность, которой она и мечтала стать.
Посвятив стихотворение «Кошки» М. Волошину, Цветаева, вероятно, поделилась с творческим другом своими сокровенными мыслями, аллегорически скрыв их за образом домашних животных.
Увы, Марина не знала и не понимала Кошек, а автор анализа абсолютно не понимает Цветаева.