Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.
Как пустился я по улице
бежать,
Прибежал я к умывальнику
опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
Анализ стихотворения «Мойдодыр» Чуковского
Стихотворение «Мойдодыр» написано К. И. Чуковским в 1922 г., и на сегодняшний день его персонаж является одним из самых узнаваемых. Произведение несколько раз экранизировали, а в Москве даже установлен памятник «Командиру мочалок». Великий талант и мастерство детского автора признано ни одним поколением детей, выросших на его сказках.
Заказ на написание подобного произведения поступил Чуковскому от Главного санитарно-просветительского управления, которое хотела привить советским детям правила личной гигиены. Сам автор поделился в интервью, что идея пришла к нему от дочери Маши, которая капризничала в ванной, не желая умываться. Критики встретили историю мальчика-грязнули не так восторженно, как маленькие читали, к примеру, на собрании родителей Кремлевского детского сада (7 марта 1929) сказано о «Мойдодыре», как о «.. книге, развивающей суеверие и страхи».
Главные герои и сюжет
Повествование идет от лица мальчика, который наотрез отказывался умываться, и в один день от него стали разбегаться вещи и предметы. На помощь поспешил умывальник по имени Мойдодыр, пристыдивший неряху: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок!», и призвавший мыло и щетку скорее отмыть главного героя. Однако, мальчик бросился наутек, пока не встретил Крокодила, пригрозившего проглотить грязнулю, после чего возвратился домой и умылся с удовольствием.
Анализ произведения
Чуковский использует свой любимый прием: причина-следствие (если не будешь умываться – никто не захочет с тобой водиться), обрисовывая его интересной и забавной ситуацией. Широко применяется прием олицетворения «Одеяло убежало, улетела простыня», «Выбегает умывальник», с помощью которого сказка оживает множеством персонажей. Перед читателем разворачивается причудливая картина, в которой обычный будний день превратился в суету и путаницу.
Метод градации встречается часто: «Купаться, нырять, кувыркаться», «В ушате, в корыте, в лохани», даже знаменитый умывальник представляется читателю с помощью этого литературного приема «Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!».
Большое количество глаголов подогревают интерес малыша и заставляют удерживать внимание, а прилагательные в тексте почти не встречаются. Темп стихотворения то увеличивается, то замедляется и точно передает настроение происходящего. Утренняя суматоха передана глаголами действия: «убежало», «ускакала», «пустился», «прибежал».
Интересно и появление персонажа из другой сказки – Крокодила с Тотошей и Кокошей, гуляющих в парке. Даже старый друг отказался принять неряху, что заставило мальчика вернуться к домой и принять ванну. Прослеживается мягкое отношение автора к своему герою – нет ни тени иронии или осуждения, Корней Иванович с присущим ему чувством доброты сопереживает всем перипетиям мальчика. Заканчивается произведение одой Мойдодыра, призывающей маленьких читателей «мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться».
Произведение «Мойдодыр» решает проблему многих родителей, чьи малыши противятся водным процедурам. Легкое и забавное стихотворение просто запоминается, что тренирует память и внимание ребенка, его легко пересказать или цитировать. А особое понимание детской души, и удивительная доброта автора делают «Мойдодыра» настоящим примером детской литературы.
заново перечитываю
В детстве мне читали это стихотворение. Непроизвольно его запомнила. Теперь внукам читаю перед сном наизусть. Им очень нравится. Отличное стихотворение.
Невозможно было выучить
Но норм
Лучше что б это стихотворение было легко выучить
Хорошее стихотворение
Что делал Мойдодьір в маминой спальне?
Раньше умывальники стояли в спальне. С водопроводом они не соединялись.
Нормально но очень много учить
Сказка очень интересно я бы вообще её до 20 лет читала
Мне 39 лет и я с радостью ее сейчас заново прочёл)
Очень хорошо что есть такие люди я благодарна вам мне нравится
сказка супер! и читать не много короче для первого класса нормально.
Норм но очень много читать
Я это давно читала
я тоже давно читала и помню каждое слово. Я в детстве наизусть знала.
Нормально, я выучил с первого раза
На стихах Чуковского и Барто выросла я, храню до сих пор эти книги ещё совестного издания. Теперь на них рощу своих детей.
Когда читаю мойдодыра ловлю флэшбэк из детства — деревянный дореволюционный дом где жила бабашка, при входе в квартиру прямо в коридоре стоял именно такой умывальник… думаю стоит до сих пор, дом так и не снесли)
вот это сказка учит нас чтобы быть чистым
Читаю дочке, а угараю я) почти сто лет прошло, их читали мне, и моим родителям а написать лучше Чуйковского никто не смог и не пытался)))
Прочтите анализ, взрослые, посмотрите историю создания. Читаю и слезы на глазах…»хотели привить детям правила личной гигиены»
А что сейчас хотят привить детям? Потребительство? Модные инстаграмы? Егора Крида? Государство в кавычках
Сергей, полностью согласна.
Воспитывали вместе! И дома, и в школе, и в обществе… Всегда и везде)))
А вот в наше время…
Благодаря этому стихотворению всю жизнь не путаю простыню с простынью.
Перепечатайте правильно текст:
Боже,Боже,
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Стока «Боже, Боже» появилась в некоторых книгах (некоторых непосвященных поэзии) уже после смерти Чуковского, по нашим данным. В книгах, изданных при жизни автора, откуда брался текст, было напечатано без этой строки. У нас все верно.
Пример, «Сказки», Корней Чуковский, Гос. изд-во детской лит-ры, 1953
Надо же,на самом деле тогда какой же текст верный?У меня на слуху именно»Боже,боже».Не поленилась,переворошила дома всю литературу,и 50/50.Полезла в интернет,по аукционам,а там «Что такое».Вот так вот бывает,когда делаешь ,казалось бы, маленькую ошибку,а на деле это может привести к неприятным последствиям.
Слышали про эффект Манделы? Похоже Вы именно с ним и столкнулись
Печально, понимание большое..как и мой смысл жизни
мне понравилось
Круто мне понравилось!
почему-то Мойдодыр из маминой спальни появляется…
Ну а что ему из папиной появляться
В нормальных домах, не берём в расчёт хрущёвки, в спальне отдельная ванная и гардеробная, также есть гостевой санузел, обычно находится в коридоре …
Ещё в романах 18 века, в спальне стоял «умывальные прибор» сначала просто кувшин с водой и таз.
Из этого стиха дети могут узнать старинные слова, такие как ушат, лохань, кушак .А то некоторые молодые люди не понимают фразу — вылить ушат грязи.
Плюсы и минусы плюс легко читается минус длинное
думаю оригинал!!!!!!
И что? Не заметили что Корней Иванович вдруг Яковлечем стал?
Досадная ошибка со стороны редакции. Исправили, большое спасибо, что указали на это!
Мне очень понравилось даже очень.
Один вопрос не даёт покоя. Что делал Мойдодыр в маминой спальне?
Ранее в больших квартирах и домах муж с женой проживали в разных комнатах и имели свои отдельные спальни, соответственно и персональный санузел.
Спит
Я требую сказку очень люблю;D❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗❗
стихи Чуковского читаются легко, а запоминаются еще легче. Дочке нравится когда я ей читаю Мойдодыр, или Тараканище, или Телефон.
Клас прикольно вот сижу учу
учится оно легко! Я его за 5-7 мин. выучила
Класс ☺☺☺ очень познаваюешие
очень понравилось
Клас
Не очень познавательно етоже сказка
Саша, да как ты смеешь омрачать моё произведение?
хорошее стихотворение
Самое лучшее что я читала в своей жизни
Спасибо!
Хороший стих для детей
Очень прекрасный стих, моему брату очень понравилось!!!
круто
Очень хороший стих! Брату понравилось!
Отличнный стих
думаю что РПЦ нужно перестать заниматься подменой оригинальных текстов авторов.
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Согласна,нужно правильно печатать текст.
У нас все правильно.
В оригинале пишут «Боже! боже!» что случилось и .тд
Укажите, где это пишут, в каком оригинале?
В печатных изданиях, откуда мы брали текст, изданных при жизни автора, этой строки нет.
И на стихах К.И. Чуковского, на его прекрасных стихах, выросло не одно поколение.. Да здравствует мыло душистое….
У меня есть книжка такая
Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, — И в ванне, и в бане, Всегда и везде — Вечная слава воде!
С удовольствием прочитал)
и я мне понравился стих я его выучила
Мне нравится
Спасибо, а то не могла вспомнить слова)
Монументальное произведение
Превосходный стих, чaсто любил читaть его в детстве. Aж вспомнил тот момент, когдa читaл его.
Меня в детстве эти стишком пугали, мол, если буду грязнулей — убежит от меня все) Я, конечно, не сильно верила в это, но все же опасалась))
Отличный мотивирующий стих, после которого я всегда отправлялся мыть руки. Он будет актуальным всегда!
Дочка очень заинтересовалась и выучила за пару дней
Любимое стихотворение Корней Чуковского с детства)
Ты права но мой ребёнок не может выучить его
Ну значит проблема в нём а не во мне