Я спросил у свободного Ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий Ветер
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Я спросил у могучего Моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное Море
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого Солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари
Ничего не ответило Солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
Анализ стихотворения «Завет бытия» Бальмонта
Совет, как жить, каким быть, лирический герой «Завета бытия» Константина Бальмонта берет у природы.
Стихотворение из сборника 1903 года «Будем как Солнце». В эту пору Бальмонт счастлив жить, мыслить, творить. Он знаменит, влюблен, много переводит, путешествует, участвует в политических протестных демонстрациях (после чего на пару лет ссылается в свое имение Сабынино). По жанру – пейзажная лирика с философским смыслом. Это манифест. Лирический герой – автор. Настроение стиха жизнерадостное, бескомпромиссное. Он не ищет ответов в своей душе, религии, науке, философии, народной мудрости. Добро и зло в общепринятом смысле отменяются. Его наставники – свободный Ветер, могучее Море, высокое Солнце. Он пишет их названия как имена. Для него это живые, мыслящие, вечные существа. Местоимение «я» преобладает в стихе. Пока человечество бьется над секретом вечной молодости, герой узнает его от Ветра. Почему же никто не сделал до него того же? Потому, что только поэт знает язык ветра. Итак, молодость в игре, в смене впечатлений, вечном поиске. Завет бытия – в «полнозвучности», яркости, мощи. Солнце без слов сообщает старую истину его душе: «Гори!» Интересно, что герой спрашивает у Солнца вообще, а не того, что над Россией.
Огонь – любимая стихия поэта. Уже названием сборника автор декларирует свою цель. По Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полета». По Горькому: «Человек – это звучит гордо!» По лозунгу Маяковского и солнца: «Светить всегда, светить везде!» Бальмонт готов не только светить, но и сгорать. От полноты жизни, дерзания, страстей, необузданных чувств, жажды познания, поиска счастья и гармонии. Что ж, было и это. Но было и другое: нервная болезнь в последние годы жизни, смерть близких, беспросветная нищета, презрение эмигрантов к «революционеру». Стихов он почти не пишет. Отдушиной стала дружба с писателем Иваном Шмелевым. Неукротимый поэт не разлюбил солнце, но вопросы его изменились, и обращал он их не к солнцу. Выразительные средства стиха: диалог, прямая речь, одушевление стихий, риторические восклицания, повелительная интонация, звукопись, эпитеты (звучное море, свободного ветра, великий завет), сравнение (как ветер, как дым, как я, светлее зари), анафора (я спросил, будь).