Хорошо меж подводных стеблей.
Бледный свет. Тишина. Глубина.
Мы заметим лишь тень кораблей.
И до нас не доходит волна.
Неподвижные стебли глядят,
Неподвижные стебли растут.
Как спокоен зеленый их взгляд,
Как они бестревожно цветут.
Безглагольно глубокое дно.
Без шуршанья морская трава.
Мы любили, когда-то, давно,
Мы забыли земные слова.
Самоцветные камни. Песок.
Молчаливые призраки рыб.
Мир страстей и страданий далек.
Хорошо, что я в море погиб.
Анализ стихотворения «Меж подводных стеблей» Бальмонта
Произведение «Меж подводных стеблей» Константина Дмитриевича Бальмонта является частью сборника «Только любовь».
Создано стихотворение не позднее 1903 года. Автору его в эту пору исполнилось 36 лет, и он едва ли не самый популярный поэт в России. Между тем, он искренне считает себя завзятым революционером, пишет пламенные стихи против царского режима, участвует в студенческой протестной акции. После чего на несколько лет лишается права проживать в столичных городах. Заскучав в деревне, К. Бальмонт выхлопотал себе разрешение поехать в Европу. Вернувшись из Парижа, вместе с семьей он едет отдохнуть к Балтийскому морю, в Эстонию. Именно там и были написаны почти все стихи для книги «Только любовь».
По жанру – подводная пейзажная лирика, по размеру – анапест с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. В первом и третьем четверостишии – открытые рифмы, во втором и четвертом – закрытые. Лирический герой – утопленник. Впрочем, местоимение «мы» подразумевает, что герой говорит от имени едва ли не всех когда-либо утонувших в море. Интонация монотонная, безэмоциональная. Мысли (даже не голоса) погребенных в толще воды. В 1 строфе – цепь назывных предложений, погружающих читателя на дно. Неподвижны стебли, неподвижны кости. Треволнения поверхности моря сюда не доходят. Тонкие, цепкие, живучие растения колеблются в безмолвии. Это равнодушный мир. Анафора: хорошо, как, мы. «Безглагольно»: молчаливо. Вообще, это слово – одно из самых употребляемых в поэзии К. Бальмонта того времени. Звукопись, лексические повторы. «Без шуршанья»: не так, как на земле. Любовь, слова – все истлело, забылось, потеряло смысл. Вновь череда назывных предложений. Нет страданий, нет страстей. Лишь трава растет сквозь пустые глазницы. Мертвец даже доволен своей участью. Больше ничего не тревожит, он никого не ждет, да и его, похоже, все забыли. Олицетворение: зеленый взгляд. Внутренняя рифма: любили-забыли. Эпитеты: самоцветные (возможно, имеется в виду янтарь, который поэт видел на отдыхе), тонкоствольные (стойкая ассоциация с деревьями, например, березами), бледный. Метафора: призраки рыб. Игра слов в финальных строчках (морская пучина и житейское море: первое для героя — благо после смерти, второе – мука при жизни). Что произошло с лирическим героем, при каких обстоятельствах он погиб – неизвестно. Возможно, свел счеты с жизнью, а может – несчастный случай.
Стихотворение «Меж подводных стеблей» К. Бальмонта — один из примеров символизма в русской литературе рубежа веков.