Сравнительный анализ стихотворений «К морю» Пушкина и «Море» Жуковского
Характеристики для сравнения | «К морю» А. Пушкина | «Море» В. Жуковского |
жанр, название, литературное направление, размер, настроение стиха, тема, идея, история создания | общее: лирическое стихотворение, жанр – элегия, направление – романтизм, одинаковый главный образ – изменчивая стихия моря. Настроение стихов задумчивое, философское, с грустью о несчастной любви.
различия: Пушкин обращается к морю, прощается с ним, мечтами, идеалами, размышляет о жизни, времени, «властителях дум» (Наполеоне и Байроне), его герой занимает более активную позицию. У Жуковского – герой наблюдатель, рассматривает море, считает, что оно влюблено в небо. У Пушкина размер – ямб со смешанной рифмовкой, у Жуковского – амфибрахий с белым стихом, без рифмовки. Пушкин писал в ссылке, Жуковский – во время путешествия морем в Европу. Различается идея стиха: у Пушкина выражен свободолюбивый пафос, у Жуковского мотивы и чувства более личные. |
|
система образов | общее: авторы любуются морем, символом свободы и мощи, борьбы. Поэты одушевляют море. Жуковский задает ему вопросы, хочет разгадать его загадку, Пушкин видит в нем собрата, почти друга, оно зовет его на волю, как звал орел героя стиха «Узник».
различия: у Жуковского – только герой, море и небо, у Пушкина – герой, море, мир, реальные исторические личности, оценка устройства общества. Образ пустыни (уединения, бегства от общества), мысль о внутренней свободе, если невозможна внешняя. |
|
лексика, средства выразительности | общее: есть вопросы, умолчания (многоточия), устаревшая лексика, перечисления, обращение, повторы (у Пушкина «долго, долго слышать», «грустный шум, твой шум», у Жуковского рефрен «Безмолвное море, лазурное море»). Одушевление моря (у Пушкина «ты звал», у Жуковского «твое лоно», «твоя грудь»). Много эпитетов (у Пушкина «хладный сон», «неподвижный брег», у Жуковского «смятенной любовью», «испуганны волны»). Оба автора описывают море и спокойным, торжественным, и бурным, опасным. У обоих есть образ бездны.
различия: у Пушкина есть восклицания, анафоры «прощай», «как ты», перифраз «властитель дум», метафоры «бездны глас», «мир опустел», сравнения «как друга», «как бури», олицетворение «оплаканный свободой». Пушкин называет море более широко: «океан», «стихия». У Жуковского больше глаголов, динамизма в описании моря, есть контраст спокойного и бурного моря, ясного и ненастного неба. |