Поэт печальный и суровый,
Бедняк, задавленный нуждой,
Напрасно нищеты оковы
Порвать стремишься ты душой!
Напрасно хочешь ты презреньем
Свои несчастья победить
И, склонный к светлым увлеченьям,
Ты хочешь верить и любить!
Нужда еще не раз отравит
Минуты светлых дум и грез,
И позабыть мечты заставит,
И доведет до горьких слез.
Когда ж, измученный скорбями,
Забыв бесплодный, тяжкий труд,
Умрешь ты с голоду,- цветами
Могильный крест твой перевьют!
Анализ стихотворения «Поэт» Бунина
Мотивы высокого предназначения поэта, тернистости его пути положены в основу произведения Ивана Алексеевича Бунина «Поэт».
Стихотворение написано в 1886 году. Его автору 16 лет, он уже завзятый поэт, правда, пока его стихи не опубликованы. Из гимназии он перешел на домашнее обучение. По жанру – элегия, почти послание с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы как открытые, так и закрытые. Интонация сочувственная, взволнованная. Лирический герой – сам автор, который то ли обращается к какому-то конкретному (или гипотетическому) стихотворцу, то ли к себе самому, только много лет спустя. Лексика возвышенная. Итак, лирический герой беден. Это звучит как приговор. «Задавленный нуждой» человек стремится улучшить свое материальное положение. Но принципами он поступаться не намерен. Несчастья он решил «побеждать презреньем». От людей герой помощи не ждет. «Хочешь верить и любить!»: надежду автор исключил из этого ряда. В третьем четверостишии вновь возникает грозная «нужда», которая доведет героя «до горьких слез»: в этой строке сказывается и возраст автора, и его впечатлительность. Наконец, герой умирает «с голоду». Когда-то равнодушная, а теперь потрясенная толпа смущенно теснится на кладбище. Девушки украшают могильный крест цветами, юноши говорят речи, украдкой утирая слезы кулаком, маститые критики, проглядевшие талант, прячут глаза. Только теперь бессмертные творения «измученного скорбями» поэта нашли благодарных читателей. Не в стихах, а в прозе жизни тоже есть такие примеры, от Т. Чаттертона до И. Сурикова. Вообще, образ голодающего поэта широко распространен в мировом искусстве. Здесь И. Бунин разрабатывает тему в традициях XIX века, следуя за на тот момент своим учителем в литературном мире – С. Надсоном. Множество эпитетов раскрывают бедственное положение героя: печальный, задавленный, бесплодный. «Нищеты оковы»: аллегория. Метафора: отравит, порвать оковы душой. Инверсия: умрешь ты. Восклицания в трех строфах создают особый ритм стихотворения. Повтор однокоренных слов: светлым, светлых. Рефрен: хочешь. Анафора: напрасно. Горькие слезы: метафора, ставшая устойчивым выражением. Следует сказать, что эта тема трагически отразилась в собственной судьбе писателя: последние годы жизни он прожил в нужде.
Раннее стихотворение «Поэт» было так дорого сердцу И. Бунина, что спустя много лет он включил его в собрание своих сочинений.
Первое четверостишие супер . Актуальное и в наше время .
Поэты жертвую себя искусству , отдают последние силы и здоровье
и так редко получают плату , признание , награды за все свои заботы ,
за бессонные ночи , досады и труды . И в основном многих возвеличивают
только после смерти или вообще никогда . И если Поэты избранники небес ,
то наверно их присылают , чтобы сделать мир чище и светлее и бороться со злом
хотят они этого или нет . Но такова их миссия . Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .
А у меня родился вот такой экспромт .
Не знаю я зачем я в этом мире ?
Я здесь , как будто лишний на пиру .
Чтоб дать стихов , чтоб стало лучше в мире
И , чтоб в них жить , когда умру …
Вечно светит лишь сердце поэта
В целомудренной бездне стиха. Н. Заболоцкий .
P.S
О себе.
Мотивы одиночества и разочарования жизнью прослеживаются в его творчестве… Он считает себя не нужным в этом мире с бесполезностью его дара, исполненный добра и света и так любящий и ищущий красоту во всём, что его окружает, чтобы сделать жизнь и краше, и лучше… и так стремящейся к Богу. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.