М. Б.
Мы будем жить с тобой на берегу,
отгородившись высоченной дамбой
от континента, в небольшом кругу,
сооруженном самодельной лампой.
Мы будем в карты воевать с тобой
и слушать, как безумствует прибой,
покашливать, вздыхая неприметно,
при слишком сильных дуновеньях ветра.
Я буду стар, а ты — ты молода.
Но выйдет так, как учат пионеры,
что счет пойдет на дни — не на года, —
оставшиеся нам до новой эры.
В Голландии своей наоборот
мы разведем с тобою огород
и будем устриц жарить за порогом
и солнечным питаться осьминогом.
Пускай шумит над огурцами дождь,
мы загорим с тобой по-эскимосски,
и с нежностью ты пальцем проведешь
по девственной, нетронутой полоске.
Я на ключицу в зеркало взгляну
и обнаружу за спиной волну
и старый гейгер в оловянной рамке
на выцветшей и пропотевшей лямке.
Придет зима, безжалостно крутя
осоку нашей кровли деревянной.
И если мы произведем дитя,
то назовем Андреем или Анной.
Чтоб, к сморщенному личику привит,
не позабыт был русский алфавит,
чей первый звук от выдоха продлится
и, стало быть, в грядущем утвердится.
Мы будем в карты воевать, и вот
нас вместе с козырями отнесет
от берега извилистость отлива.
И наш ребенок будет молчаливо
смотреть, не понимая ничего,
как мотылек колотится о лампу,
когда настанет время для него
обратно перебраться через дамбу.
Анализ стихотворения «Пророчество» Бродского
Для Иосифа Александровича Бродского середина 1960-х годов — время потрясений, как положительных, так и отрицательных. Сильная любовь с одной стороны, преследование властей — с другой. Так рождается произведение «Пророчество».
Стихотворение написано в мае 1965 года. Его автору 25 лет, он ходил в геологические экспедиции, усиленно изучал английский, влюблен и даже судим «за тунеядство».
По жанру — философская лирика, по размеру — ямб со смешанной рифмой, 5 строф. Рифмы открытые, закрытые, мужская чередуется с женской. Лирический герой — старик, проекция поэта на то будущее, которого он хотел бы для себя. И. Бродский хочет, чтобы его мечта стала пророчеством. Посвящено стихотворение его любимой женщине — Марианне Басмановой. Композиция сюжетная, пространственная, кольцевая. Центральный образ — дом. Но это не только здание, помещение, а целый отдельный мир, потерявший границы: природа — продолжение дома. «Континент» — символ человеческого мира, общества в целом. «Я, мы, ты, наш ребенок» — вот все население «Голландии наоборот». Но это не страна фантазий, она вполне по-земному узнаваема, в ней есть и смена времен года, ветер, дождь, необходимость заботиться о пропитании, старость, смерть. Гейгер — индикатор радиоактивности. Низкое объединяется с высоким, бытовое столь же важно, как и вневременное. Вместе с тем, и то, и другое временами кажется поэту просто декорацией. Русский язык, столь важный для поэта, упоминается в 4 строфе. «Покашливать, вздыхая неприметно» — даже мир мечты порой бывает чуточку суров к своим смертным обитателям. Эпитеты: солнечным осьминогом, пропотевшей лямке, кровли деревянной, сморщенному личику. Повторы: мы будем в карты воевать. Метафора: нас вместе с козырями отнесет отливом. Самодельная лампа из первой строфы перебирается в заключительную: мотылек колотится о лампу. «Грядущее» не технократично, в нем действуют все те же, еще не отмененные, законы природы.
Побег из мира завершается необходимостью возвращения ребенка героев в мир людей, чтобы набить свои шишки, принять осознанное решение — где он, с кем он. Герои считают себя не вправе лишать его этой возможности. Впрочем, это может быть и намеком на смерть родителей, одиночество и любопытство побудит его «перебраться через дамбу».
Многогранная поэзия И. Бродского включает в себя философское «Пророчество». Внутренняя свобода этого стихотворения — ключ к дальнейшему творчеству поэта.