Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, —
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, —
это чувство забыл я.
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест — белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей —
деревянные грелки.
Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.
Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
тут конец перспективы.
То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —
да чешу котофея…
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.
Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.
Анализ стихотворения «Конец прекрасной эпохи» Бродского
Стихотворение «Конец прекрасной эпохи» было написано И. Бродским в 1969 г. и позднее вошло в одноименный сборник. В нем отражается негативный взгляд поэта на окружающую его советскую действительность, которую он сравнивает с «концом прекрасной эпохи».
Произведение начинается с того, что лирический герой выходит из дома за газетой. Он сравнивает себя с «послом второсортной державы», намекая на свою принадлежность к еврейской нации. Бродский постоянно подчеркивал свою чужеродность. Окружающая действительность для него — «грустные края». Он считает, что в России произошла «победа зеркал». Это привело к возникновению царства иллюзий. Богатство страны и народа — всего лишь кажущееся явление, усиленное многократными отражениями. При этом все зеркала в царстве кривые, поэтому нельзя ручаться за правдоподобность всех отражений. Автор с грустью признается, что совершенно забыл «чувство, с которым глядишь на себя».
Советская Россия для лирического героя — страна, в которой «все рассчитано на зиму», т. е. на холодное и суровое время года. Это установка стала неотъемлемой частью национального менталитета и проникла даже в сны людей. Автор подавлен бездушностью коммунизма, при котором успехи страны определяются не духовным развитием, а сводятся к объему валовой продукции. Самодержавие, ужасами которого любили пугать советские историки, не идет ни в какое сравнение с масштабами современной власти. Даже орлы (символ царской России) утратили все свою гордость и «садятся… на железную смесь».
Лирический герой считает, что в СССР свободными могут себя считать только рыбы. Боязнь открыто высказать свои взгляды сближают людей с немыми обитателями морей. Жизнь по приказу и твердо установленному распорядку приводит к парадоксальной ситуации, когда «кочет внемлет курантам», а не восходу солнца.
Автор ненавидит провозглашенную властью «эпоху свершений», смешившую собой «прекрасную эпоху». На смену возвышенным представлениям и нравам пришло грубое материалистическое осознание действительности, означающее «конец перспективы».
Лирический герой хотел бы убежать из своей страны как можно быстрее и дальше, но не может этого сделать, потому что «карту Европы украли агенты властей». Следует заметить, что через три года ему будет «любезно» предоставлена такая возможность.
Возвращаясь к действительности, лирический герой раскрывает газету. Сообщение о приведенном в исполнении смертном приговоре только усиливает его мрачное настроение. Истинные причины для возникновения тоталитарного общества автор видит во временах Древней Руси. Называя далеких предков «белоглазой чудью», автор мечтает обратиться с упреком к самому Рюрику.
В финальной строке автор напоминает о своей «неповинной главе», которую может ожидать только «топор» от нынешней власти или «зеленый лавр» от иностранцев и благодарных потомков.
«Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих, облысевших, угрюмых ослов
Первосортной державы, связавшейся с этой, —
не желая честно трудится, а тупо насиловать собственный мозг.» И. Бродский… Как это верно!
Владимир
15.03.2023 23:49
«Я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, —
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.»
Этим все сказано. Больше ни одной запоминающейся строки. Я — выдающийся и глубоко чувствубщий поэт мира вынужден жить в этой грязной, пьяной и бесправной стране. В то время как я заслуживаю того, чтобы мною восхищались, боготворили и… обслуживали меня, начищая ботинки, подавяя одежду, угадывая мои желания где-нибудь в Швейцарии.
Думю, что именно за это — порочить свою Родину и своих соотечественников в угоду «цивилизованной» Европе — он и получил Нобелевскую премию.
Кто-то
28.10.2022 17:19
Что за самодеятельный бред в конце:
«Стихотворение «Конец прекрасной эпохи» ярко отражает склонность Бродского видеть все в черном свете. Положительные моменты советской действительности и всей отечественной истории опальный поэт просто не замечал или не хотел этого делать.»
Автор очень чётко видел проблемы, сам на себе испытал все плоды бесправия, видел суть режима. Говорить, что Бродский что-то там хорошее не замечал или не хотел, что у него такой характер.. это просто не понимать смысл творчества, не понимать посыл лирическое героя
Петя
18.08.2022 14:24
Стоит подписать, что анализ стихотворения проводил ватник.
Михаил
02.03.2022 13:16
Стихотворение великолепное. Отзыв настолько му…цкий, что дальше ехать некуда.
Павел
25.02.2022 11:17
Сейчас наиболее актуально
Макс
15.11.2021 04:26
Известно, что история циклична и, по моему мнению, Бродский снова набирает популярность из-за его актуальности в наше время. Усиление полицейских репрессий, угасающая свобода слова, поколения немых рабов.. грустно.
Степан
05.08.2021 18:18
Разбор не имеет никакой ценности. Автор разбора просто не понимает слов стихотворения.
Что вообще может значить фраза «кочет внемлет курантам, а не восходу солнца». Откуда у автора разбора в голове образ петуха, который молчит при восходе? Очевидно, имеется в виду, что живой символ и звук рассвета сменился механическим.
Бред. Очень грустно, что нет в интернете нормальных разборов. Мне было бы очень интересно узнать много вещей.
Являются ли апельсины в начале стихотворения отсылкой на что-то?
К чему противопоставление князя и динозавра? Это про нефть?
И вопросов много. К сожалению во всех разборах говорят только о и так ± понятных вещах.
Владимир
28.07.2021 15:15
Не во всем согласен (особенно с концовкой статьи), но автору всё равно спасибо за анализ.
Евгений
13.04.2020 12:03
Нобелевская комиссия видимо для некоторых сущностей чушь. Я так не думаю. Гений по мнению А.Ахматовой и еще многих, многих. Куда уж вам критики тупицы.
Алексей
12.04.2020 13:21
Финал «анализа» выдержан в лучших традициях королевства кривых зеркал, особенно с учётом «положительных моментов советской действительности и всей отечественной истории» в отношении самого ИБ и его соплеменников
Валетина
20.03.2020 12:24
Гений…
Юрий
14.12.2019 05:57
Смутная болтовня. Бормотание брюзги. Блажен, кто смолоду был стар.
Такое можно писать километрами, чем автор и занимался.
Татьяна
11.12.2019 12:19
Иосиф Бродский..
Все видят фальшь, трагикомедию
В его усталых глазах и словах…
Он не страдал, не было повода…
Сам свою судьбу сочинял…
ПЕРЕВРАТЬ — вот резон «мелкой братии»,
По уму и таланту, и способности жить..
Стихи Бродского будут бессмертны!
Анализ стихов — глумленье над ним.
Ирэн
17.11.2019 14:43
» … эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра»
имеется в виду, что птицу ждет топор и суп (зеленый лавровый лист кладут в суп), но и подспудно идет намек на вообще любую неповинную голову, которая полегла в те годы
«Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих, облысевших, угрюмых ослов
Первосортной державы, связавшейся с этой, —
не желая честно трудится, а тупо насиловать собственный мозг.» И. Бродский… Как это верно!
«Я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, —
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.»
Этим все сказано. Больше ни одной запоминающейся строки. Я — выдающийся и глубоко чувствубщий поэт мира вынужден жить в этой грязной, пьяной и бесправной стране. В то время как я заслуживаю того, чтобы мною восхищались, боготворили и… обслуживали меня, начищая ботинки, подавяя одежду, угадывая мои желания где-нибудь в Швейцарии.
Думю, что именно за это — порочить свою Родину и своих соотечественников в угоду «цивилизованной» Европе — он и получил Нобелевскую премию.
Что за самодеятельный бред в конце:
«Стихотворение «Конец прекрасной эпохи» ярко отражает склонность Бродского видеть все в черном свете. Положительные моменты советской действительности и всей отечественной истории опальный поэт просто не замечал или не хотел этого делать.»
Автор очень чётко видел проблемы, сам на себе испытал все плоды бесправия, видел суть режима. Говорить, что Бродский что-то там хорошее не замечал или не хотел, что у него такой характер.. это просто не понимать смысл творчества, не понимать посыл лирическое героя
Стоит подписать, что анализ стихотворения проводил ватник.
Стихотворение великолепное. Отзыв настолько му…цкий, что дальше ехать некуда.
Сейчас наиболее актуально
Известно, что история циклична и, по моему мнению, Бродский снова набирает популярность из-за его актуальности в наше время. Усиление полицейских репрессий, угасающая свобода слова, поколения немых рабов.. грустно.
Разбор не имеет никакой ценности. Автор разбора просто не понимает слов стихотворения.
Что вообще может значить фраза «кочет внемлет курантам, а не восходу солнца». Откуда у автора разбора в голове образ петуха, который молчит при восходе? Очевидно, имеется в виду, что живой символ и звук рассвета сменился механическим.
Бред. Очень грустно, что нет в интернете нормальных разборов. Мне было бы очень интересно узнать много вещей.
Являются ли апельсины в начале стихотворения отсылкой на что-то?
К чему противопоставление князя и динозавра? Это про нефть?
И вопросов много. К сожалению во всех разборах говорят только о и так ± понятных вещах.
Не во всем согласен (особенно с концовкой статьи), но автору всё равно спасибо за анализ.
Нобелевская комиссия видимо для некоторых сущностей чушь. Я так не думаю. Гений по мнению А.Ахматовой и еще многих, многих. Куда уж вам критики тупицы.
Финал «анализа» выдержан в лучших традициях королевства кривых зеркал, особенно с учётом «положительных моментов советской действительности и всей отечественной истории» в отношении самого ИБ и его соплеменников
Гений…
Смутная болтовня. Бормотание брюзги. Блажен, кто смолоду был стар.
Такое можно писать километрами, чем автор и занимался.
Иосиф Бродский..
Все видят фальшь, трагикомедию
В его усталых глазах и словах…
Он не страдал, не было повода…
Сам свою судьбу сочинял…
ПЕРЕВРАТЬ — вот резон «мелкой братии»,
По уму и таланту, и способности жить..
Стихи Бродского будут бессмертны!
Анализ стихов — глумленье над ним.
» … эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра»
имеется в виду, что птицу ждет топор и суп (зеленый лавровый лист кладут в суп), но и подспудно идет намек на вообще любую неповинную голову, которая полегла в те годы