Иосиф Бродский — Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером: Стих

Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.

Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
и, судя по письмам, чудовищно поглупела.

Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
немыслимые, чем между тобой и мною.

Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум,
еще одна жизнь. И я эту долю прожил.

Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.

Анализ стихотворения Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому…» (26.10.2019)

Было принято решение опубликовать новую версию анализа произведения в связи с крайней необъективностью рецензента предыдущего. С текстом предыдущего все же можно ознакомиться после этой версии ниже.

Данный новый анализ также не претендует на истину, ведь отражает мысли одного человека, которое может отличаться от мнения некоторых (или всех) читателей.

Стихотворение Иосифа Александровича Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером» впервые было опубликовано в журнале «Континент».

Стихотворение датируется 1989 годом. Его автору в эту пору было 49 лет. Из СССР он был в свое время выдворен, обосновался в США, преподавал в нескольких университетах, выступал с лекциями о литературе по всему миру. Этот год также ознаменован его реабилитацией на Родине. По жанру – любовная лирика, рифмовка перекрестная, 5 строф. Внутренний монолог лирического героя начинается по-свойски, с обращения «дорогая». Будто общение между супругами, прожившими вместе жизнь, чуть ли не записка, что «буду поздно». Но это разговор с видениями из прошлого. Он нарочно отказывается от возвышенных лексики и образов. «Веющим с океана»: подробность иной жизни, той, что героиня с ним не разделила.

Стихи посвящены Марине (точнее, Марианне) Басмановой, которую поэт много лет считал своей женой. Хотя формально брак и не был заключен. Отстаивая свою независимость, свободу не быть «идеальной возлюбленной», М. Басманова решилась на игру с огнем – и обожглась. Пока И. Бродский скрывался от властей в Москве, она сблизилась с его другом. Кажется, с ним можно было быть собой, кажется, он был глубокой натурой. Косвенно вина за арест и ссылку именно в тот период лежит на этой паре. Ведь поэт бросился в опасный Ленинград за правдой. Казалось бы, разрыв. Но ссылка сделала неожиданный подарок: в таких обстоятельствах М. Басманова уйти не смогла. Любовный «треугольник» был мучителен для всех сторон, хотя поэт ценил каждую минутку счастья, когда любимая была рядом. Но семьи не получилось, даже после рождения ребенка. Разошлись пути М. Басмановой и с Д. Бобышевым. Кстати, спустя несколько лет он и сам уехал в Америку. Почему она не уехала в эмиграцию вместе с И. Бродским? Могло ли все сложиться иначе?

Стихи – как прощальное письмо, сам ритм и темп их, подобный прозе, этому способствует. «Четверть века назад»: так давно, самому не верится. Попытка трезвого взгляда: рисовала, недурно пела, охотно ела финики. «Развлекалась со мной»: он признает, что не знал ее настоящую. «Инженером-химиком»: прямое указание на Д. Бобышева, которого поэтом он не желает называть. «Судя по письмам»: кроме писем, ничего совместного в эти годы. «Поглупела» (да еще чудовищно!): она пишет ему как другу, тогда как для героя она – та, что «даровала зрячесть», породила целые миры. Что ж, теперь ей остается лишь провожать в последний путь тех знакомых юности. «Расстоянья немыслимые»: их разделили не километры, не обстоятельства, не люди. Впрочем, смерть разделяет куда более определенно. «Четверть века» его держало в плену одно ее имя. Он расплатился драгоценным временем. Да, старость порой делает глупым то, что казалось значительным в молодости. Теперь, кажется, он свободен. В обломках, смысл которых понятен только ему, он различает ее смеющийся облик. Что же, фото пусть будет доказательством, что ему ничего не приснилось. Память сердца могущественнее разрушительного времени. Для него, для нее, для всех. Поэт долго прощается с «дорогой». Он все еще пишет ей, хотя и чуть сердится на себя за это. Незнакомый ей океан дышит гнилью и беспамятством. Экстравагантные сравнения: туча, как фортепьяно; закат веером. Ряд анжамбеманов. Прозаизмы. Есть и привычная для И. Бродского литературная аллюзия, здесь — на Б. Пастернака с его «Гамлетом».

Стихи И. Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером» — адресованы М. Басмановой.

Анализ стихотворения Бродского «Дорогая…»

(Предыдущий вариант)

Приведенный ниже анализ не является в полной мере объективным.

Стихотворение И. Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером…» написано в 1989 г. с подзаголовком М. Б. Поэт обращается к своей бывшей возлюбленной Марине Басмановой, с которой он расстался около двадцати лет назад.

Бродский в это время уже давно жил в США. Он написал целый цикл стихотворений, в которых продолжал упрекать Басманову за измену. На этот раз воспоминания о давней любви приходят к лирическому герою во время вечерней прогулки. Поначалу он стремится «подышать свежим воздухом». Ему приходят в голову мысли о счастливом и беззаботном времени, проведенном вместе с Мариной. Однако, уже заметно некоторое пренебрежение к женщине: «немножко пела, развлекалась со мной».

Факт измены до сих пор не дает лирическому герою покоя. Бродский был болезненно самолюбивым человеком, хотя всегда это отрицал. Очень странно выглядит «немного» запоздавшее обвинение женщине в том, что она «чудовищно поглупела», потому что «сошлась с инженером-химиком». Месть любого известного поэта, проявленная в произведении, вообще очень зла и несправедлива, потому что личные отношения выставляются на всеобщее обозрение.

Непонятно, зачем Бродский упоминает Марину в связи с похоронами «общих друзей». Вполне естественно, что женщина отдает последнюю дань уважения людям в отличие от эмигрировавшего из СССР поэта.
Лирический герой вроде бы раскаивается в своих необдуманных словах, говоря: «Не пойми меня дурно». Он считает, что уже преодолел нужный срок в целую жизнь, который требуется, чтобы навсегда забыть о бывшей возлюбленной. Бродский уверяет, что его уже ничего не связывает с Мариной. Но в финале он не может удержаться от очередной колкости в адрес женщины. Он считает огромным везением Марины возможность вспомнить свою ушедшую молодость, глядя на старую фотографию. Это очень циничное замечание по отношению к постаревшей женщине, которое нисколько не смягчает заявление о «бесправии времени». Складывается ощущение, что время не властно именно над самим Бродским, который до сих пор чувствует себя молодым и полным сил.

Злобные и мстительные мысли поэта отравляют ожидаемый «свежий воздух». Он сам заканчивает стихотворение фразой «вдыхаю гнилье отлива».

Стихотворение относится к любовной лирике, но вызывает лишь самые неприятные чувства. По сути, это просто жалкое мужское оправдание в неудавшейся любви, попытка подняться в собственных глазах.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (55 оценок, среднее: 3,60 из 5)
Категории стихотворения "Иосиф Бродский — Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

34 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Битва анализов, аналитиков и комментаторов интригует пуще самого Бродского! Браво! Доставило удовольствие.

Гениально, растоптал тупую ш**ху, которая осталась в провинции с разбитым корытом, а я скромно философствую в Венеции, являюсь при жизни поэтом номер 1 в мире) Явно она что-то просила, если все будут при любых обстоятельствах уважительно говорить о каждом, то мир будет двулично-скучным, а тут прям жесть!

«Анализ» явно кремлевский.

Какая муть его стихи. Словно школьник писал,а не именитый поэт. Разочарована. Нет ни глубины,ни стиля-ничего!Графоманище

…и что с него взять кроме анализов

Мой любимый поэт, так-то . Единственный , кто запал в душу, ни Есенин, ни Рождественский, никто так не импонирует, как Бродский

Спасибо администрации, что добавили новый анализ стихотворения.
История иногда повторяется, ничего нового от предыдущего оратора мы не узнали. Судебный процесс был тяжелее.

Я считаю , что Нобелевская премия И. Бродскому была дана из политических соображений , так же как и предоставленная ему работа ! А его депрессивные стихи считать гениальными, могут только ущербные ипохондрики !

Пытаюсь оправдать Бродского но это не легко. Он ударил беззащитного человека ,он ударил женщину. Он сделал это понимая что она никогда ему не ответит. А тем не менее всему лучшему в своей поэзии он обязан ей.

Стыдно читать строки, именумые анализ. Кто, по какому праву писал этот бред? Кто опубликовал? Зачем?

анализ отвратительный. не беритесь анализировать то, в чем не разбираетесь и чем не прониклись. всего доброго

Мда… Слушайте, автор! Не выходите из комнаты, не совершайте ошибку…

Присоединяюсь, «анализ» невероятно поверхностный и предвзятый. На деле просто отвратительный. Без обид)

Тоже прочитал анализ и посмеялся с него.

Бедный Бродский. Неужели не заслужил адекватного аналитика.

Да уж. Абсолютно нелепый анализ стихотворения. Тот кто писал далёк от поэзии и истинных чувств. В том то и фокус, что слова одни, а чувства другие. Я сам, вспоминая свою давнюю любовь, пытаюсь найти в ней недостатки. Они и есть, она пополнела, несёт всяку чушь. Я вроде и рад этому, а сам по ней сильно скучаю. Человеку, писавшему анализ стиха надо пожить немного, да и к поэзии подойти из далека. Может начать с Агнии Барто

Вы постойте на балконе питерской квартиры в 1960х прежде чем писать такие речи

Кто написал этот анализ ?

Можно сколько угодно любить Бродского и восхищаться его творчеством, но отрицать явное не возможно. Он был всегда болезненно самолюбив и то, что его любимая женщина выбрала другого, не давал ему покоя всю жизнь. Любовь прошла, осталось только оскорбленное самолюбие. Именно после этого стихотворения у меня появилось по отношению к нему чувство брезгливости. Не должен мужчина, даже такой талантливый, писать такие слова о бывшей любимой!

Эх, хорошо разложили старика. А чего ещё мужчина «не должен»? :) Предваряйте такие громкие заявления фразой: «На мой взгляд». Не будете выглядеть глупо.

Анализ автором проведён не корректно.
Нет и половины правильных трактовок описанного.
Даже не смешно, а как-то противно читать.

Анализ на уровне школьника-троечника, поверхностно и с пренебрежением к поэту, словно мама заставила прочитать.

Анализ глупый. Он любит её как и прежде.

Да, любит! Навсегда!

Анализ стихов Иосифа Бродского совершенно необразованного человека.Что сделаешь , ему хочется анализировать.Где-то может попадёт в точку.Принимаем как нужное.Нет добра без худшего.

Стихотворение великолепно!
«Анализ» по всей видимости от графоманствующей в интернете разведенки))

Ощущение такое, будто анализ стихотворения писал человек, ненавидящий Бродского, поэзию, людей.

Такое чувство что анализ стихотворения писала Марина или как минимум ее потомки ))) бред

Он по ней тоскует

Очень глупый анализ стихотворения.

И правда, очень смешно это читать

Кто пишет эти «анализы»?) Очевидно, что человек не понял и десятой части того, о чем пишет поэт. Смешно читать, ей-богу)

Мне кажется что последняя рецензия была написана самой же Мариной ) особенно последний абзац ярко подтверждает данное утверждение

Читать стих поэта Иосиф Бродский — Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.