Обновлено (26.10.2019)
Стихотворение Иосифа Александровича Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером» впервые было опубликовано в журнале «Континент».
Стихотворение датируется 1989 годом. Его автору в эту пору было 49 лет. Из СССР он был в свое время выдворен, обосновался в США, преподавал в нескольких университетах, выступал с лекциями о литературе по всему миру. Этот год также ознаменован его реабилитацией на Родине. По жанру – любовная лирика, рифмовка перекрестная, 5 строф. Внутренний монолог лирического героя начинается по-свойски, с обращения «дорогая». Будто общение между супругами, прожившими вместе жизнь, чуть ли не записка, что «буду поздно». Но это разговор с видениями из прошлого. Он нарочно отказывается от возвышенных лексики и образов. «Веющим с океана»: подробность иной жизни, той, что героиня с ним не разделила.
Стихи посвящены Марине (точнее, Марианне) Басмановой, которую поэт много лет считал своей женой. Хотя формально брак и не был заключен. Отстаивая свою независимость, свободу не быть «идеальной возлюбленной», М. Басманова решилась на игру с огнем – и обожглась. Пока И. Бродский скрывался от властей в Москве, она сблизилась с его другом. Кажется, с ним можно было быть собой, кажется, он был глубокой натурой. Косвенно вина за арест и ссылку именно в тот период лежит на этой паре. Ведь поэт бросился в опасный Ленинград за правдой. Казалось бы, разрыв. Но ссылка сделала неожиданный подарок: в таких обстоятельствах М. Басманова уйти не смогла. Любовный «треугольник» был мучителен для всех сторон, хотя поэт ценил каждую минутку счастья, когда любимая была рядом. Но семьи не получилось, даже после рождения ребенка. Разошлись пути М. Басмановой и с Д. Бобышевым. Кстати, спустя несколько лет он и сам уехал в Америку. Почему она не уехала в эмиграцию вместе с И. Бродским? Могло ли все сложиться иначе?
Стихи – как прощальное письмо, сам ритм и темп их, подобный прозе, этому способствует. «Четверть века назад»: так давно, самому не верится. Попытка трезвого взгляда: рисовала, недурно пела, охотно ела финики. «Развлекалась со мной»: он признает, что не знал ее настоящую. «Инженером-химиком»: прямое указание на Д. Бобышева, которого поэтом он не желает называть. «Судя по письмам»: кроме писем, ничего совместного в эти годы. «Поглупела» (да еще чудовищно!): она пишет ему как другу, тогда как для героя она – та, что «даровала зрячесть», породила целые миры. Что ж, теперь ей остается лишь провожать в последний путь тех знакомых юности. «Расстоянья немыслимые»: их разделили не километры, не обстоятельства, не люди. Впрочем, смерть разделяет куда более определенно. «Четверть века» его держало в плену одно ее имя. Он расплатился драгоценным временем. Да, старость порой делает глупым то, что казалось значительным в молодости. Теперь, кажется, он свободен. В обломках, смысл которых понятен только ему, он различает ее смеющийся облик. Что же, фото пусть будет доказательством, что ему ничего не приснилось. Память сердца могущественнее разрушительного времени. Для него, для нее, для всех. Поэт долго прощается с «дорогой». Он все еще пишет ей, хотя и чуть сердится на себя за это. Незнакомый ей океан дышит гнилью и беспамятством. Экстравагантные сравнения: туча, как фортепьяно; закат веером. Ряд анжамбеманов. Прозаизмы. Есть и привычная для И. Бродского литературная аллюзия, здесь — на Б. Пастернака с его «Гамлетом».
Стихи И. Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером» — адресованы М. Басмановой.
Я прочла несколько строк из этого стихотворения на могиле Бродского на острове Сан-Микеле , острове- погосте…….Две розы и благодарность его Гению- все что можно было оставить там.
Битва анализов, аналитиков и комментаторов интригует пуще самого Бродского! Браво! Доставило удовольствие.
Гениально, растоптал тупую ш**ху, которая осталась в провинции с разбитым корытом, а я скромно философствую в Венеции, являюсь при жизни поэтом номер 1 в мире) Явно она что-то просила, если все будут при любых обстоятельствах уважительно говорить о каждом, то мир будет двулично-скучным, а тут прям жесть!
«Анализ» явно кремлевский.
Какая муть его стихи. Словно школьник писал,а не именитый поэт. Разочарована. Нет ни глубины,ни стиля-ничего!Графоманище
Спасибо администрации, что добавили новый анализ стихотворения.
История иногда повторяется, ничего нового от предыдущего оратора мы не узнали. Судебный процесс был тяжелее.
Я считаю , что Нобелевская премия И. Бродскому была дана из политических соображений , так же как и предоставленная ему работа ! А его депрессивные стихи считать гениальными, могут только ущербные ипохондрики !
Пытаюсь оправдать Бродского но это не легко. Он ударил беззащитного человека ,он ударил женщину. Он сделал это понимая что она никогда ему не ответит. А тем не менее всему лучшему в своей поэзии он обязан ей.
Стыдно читать строки, именумые анализ. Кто, по какому праву писал этот бред? Кто опубликовал? Зачем?
анализ отвратительный. не беритесь анализировать то, в чем не разбираетесь и чем не прониклись. всего доброго
Мда… Слушайте, автор! Не выходите из комнаты, не совершайте ошибку…
Присоединяюсь, «анализ» невероятно поверхностный и предвзятый. На деле просто отвратительный. Без обид)
Тоже прочитал анализ и посмеялся с него.
Бедный Бродский. Неужели не заслужил адекватного аналитика.
Да уж. Абсолютно нелепый анализ стихотворения. Тот кто писал далёк от поэзии и истинных чувств. В том то и фокус, что слова одни, а чувства другие. Я сам, вспоминая свою давнюю любовь, пытаюсь найти в ней недостатки. Они и есть, она пополнела, несёт всяку чушь. Я вроде и рад этому, а сам по ней сильно скучаю. Человеку, писавшему анализ стиха надо пожить немного, да и к поэзии подойти из далека. Может начать с Агнии Барто