Интересные факты о Ломоносове

Малоизвестные детали из жизни ученого и поэта

Считается, что Пушкин стоит у истоков формирования современного «общедоступного» русского литературного языка, однако его предшественник Ломоносов также рассматривается как настоящий реформатор и защитник национального, «природного» литературного языка.

* * *

Профессор Вольф, который опекал приехавшего в Германию студента Ломоносова, настолько ценил его способности и рвение, что временами оплачивал его долги, кормил обедами и раз спас от карцера после драки с местными студентами.

* * *

Оказавшись в Германии, первое время Ломоносов с удовольствием учился фехтовать и танцевать. Однако Академия наук приказала жизнерадостному юноше урезать эти траты и сосредоточиться на других дисциплинах.

* * *

Лучшим другом Ломоносова в период обучения в России и Германии был Дмитрий Виноградов. Сын священника из Суздаля, он стал создателем русского фарфора. Его судьба в чем-то схожа с судьбой Левши: славы и денег мастер не увидел, был под надзором, даже на цепи сидел, стал выпивать и рано умер.

* * *

Говорят, что Ломоносов, когда в море погиб его отец, видел вещий сон и письмом объяснил землякам, где искать капитана разбитого парусника «Святой Архангел Михаил». И оказался прав.

* * *

Больше известно, что ученый занимался тайной образования северного сияния, однако он дал свое объяснение и радуге. Ломоносов приложил руку к изобретению ночного телескопа и выдвинул идею телеграфа, общения на расстоянии с помощью системы зеркал. Также его можно было застать за процессом перегонки нефти, сегодня – главного природного богатства страны.

* * *

Привычное для современного уха слово «чернозем» также введено в оборот Ломоносовым. Только его он не придумывал, взял из народной речи.

* * *

Михаил Васильевич поддерживал талантливую молодежь. Так, он хвалил своего помощника студента Илью Аврамова, и просил Академию наук повысить ему зарплату за усердие.

* * *

Менее известен вклад Ломоносова в археологию, его усилия по сохранению «российской древности». Он побуждал расспрашивать местных крестьян, разыскивать летописи, чертежи городов, исследовать районы ныне исчезнувших рек.

* * *

Во второй половине 18 века в России среди дворян была мода на китайские товары. Так, у Михаила Васильевича был удобный китайский халат из хлопка (скорее всего синий) для встречи гостей.

Интересные факты о Ломоносове для учащихся 4 класса

Лет с 9 Миша стал выходить в море на «Чайке», судне отца, в должности «зуйка» (зуёк – маленькая северная птичка), так тогда называли юнгу. Он помогал взрослым, готовился со временем сам стать капитаном.

* * *

Среди поморских пословиц и поговорок, которые мог слышать юный Ломоносов: «У нас хлеб едят не с поля, а с моря», «И радость, и горе помору – все от моря», «Ой, тоска: не клюет треска», «Закипела в море пена – будет ветру перемена».

* * *

Хотя ученый утверждал, что именно «мальчики из простонародья к учебе наиболее способны», известно, что его дочка Елена также выросла достаточно образованной девушкой для того времени. Она знала немецкий язык, интересовалась литературой и музыкой.

* * *

Ломоносов любил поучать через шутку, чтобы не наскучить. Поэтому написал басни для детей и взрослых. Среди них «Лишь только дневной шум замолк», о глупом волке, написана с талантом и юмором баснописца Крылова. О сложностях в жизни Ломоносов говорит просто и наглядно, как в стихе «Кузнечик».

* * *

Ломоносовым придуманы слова, которыми мы до сих пользуемся: «вещество», «горизонт», «градусник», «квадрат», «минус».

* * *

Поскольку был поэтом, он в стихах создал «Письмо о пользе стекла». Совсем скоро благодаря его стараниям в стране появилась первая стекольная фабрика, а значит – разноцветные стеклянные кружки, стаканчики, блюдца.

* * *

Ломоносов наладил производство смальты, непрозрачного цветного стекла, но секрет, как он это делал – потерян. Осталось несколько замечательных картин из мозаики: портрет Петра Первого, иконы.

* * *

Михаил Васильевич с удовольствием ухаживал за своим садом, знал все растения в округе и лично открыл новый вид колокольчиков.

* * *

Ученый был также и географом, например, помогал для пользы Отечества составлять карту, атлас, глобус территорий России.

* * *

Ломоносов изобрел аббревиатуры, сокращения слов до букв, чтоб сэкономить время и оценивать знания и поведение учеников. Так, Н.У. означало, что ученик не знал урок, ББ – был болен (и не был на занятиях), а Ш – шабаш.

* * *

Ломоносов заботился о том, чтобы учеников во время обучения, вдали от дома, хорошо кормили: разными сытными кашами и пирогами с начинками, а также о том, чтобы они были по погоде одеты.

* * *

Сам Михайло Васильевич питался блюдами русской кухни, мясными щами, блинами, рыбой, пирогами, пил компот и чай с ватрушками.

* * *

По школьной привычке ученый, когда садился есть, перо закладывал за ухо, чтобы после еды сразу приняться за дела. Иногда, задумавшись, он клал за ухо ложку. А утереться вместо полотенца мог своим же париком (их тогда все носили).

Интересные факты о Ломоносове для учащихся 8-9 класса

Все знают, что «вратами своей учености» в детстве Михаил Васильевич называл «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого. Однако он читал не только учебники. Потом прочел он «Илиаду» Гомера, узнал о Гулливере и Дон-Кихоте, и даже зачитывался словарем финского языка.

* * *

Будучи и сам поэтом, зачитывался стихами своих современников: Тредиаковского и Сумарокова. И критиковал. Ведь для Сумарокова литература и наука были на разных полюсах, а вместо од, любимых Ломоносовым, он писал трагедии. Тредиаковский придерживался в стихах хорея, а Ломоносов настаивал, что настало время ямба. В итоге каждый внес свой вклад в литературу.

* * *

Крылатой стала его строчка «И быстрых разумом Невтонов» из оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747). Современному человеку не всегда понятно, о ком идет речь. Конечно, поэт имеет в виду российских «Ньютонов». Труды Ньютона он высоко ценил.

* * *

Его «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» написано в новаторском стиле, в нем духовная поэзия рука об руку идет с наукой. В рифму он задается вопросами об этом удивительном явлении, любуется им, как лирик и изучает, как физик.

* * *

Короткое стихотворение Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру» – шутка, однако ее герой – не ученый, а веселый повар – легко доказывает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

* * *

Ломоносов заботился о просвещении народа, сам составил учебник «Российской грамматики». Пушкин учился по другому учебнику, однако он был написан на его основе. Говорят, этот учебник и сейчас не очень устарел.

* * *

В его честь назван марсианский кратер, мощный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане, а в Атлантическом океане – холодное течение Ломоносова, и сорт морозостойких белых роз. Его родная деревня Денисовка стала Ломоносово, а в Москве имя ученого у университета, лидера в рейтинге лучших в стране: МГУ имени Ломоносова.

* * *

Среди придуманных Ломоносовым неологизмов есть такие, что известны каждому современному школьнику: «кислород», «микроскоп», «чертеж», «формула», «земная ось», «предложный падеж».

* * *

Как физик, химик и много кто еще, он стал автором физической химии, корпускулярно-кинетической теории, развивал экономическую географию, стал тем, кто доказал, что ртуть – металл, а у планеты Венеры есть атмосфера. Догадался, из чего состоит нефть.

* * *

Для медицины Ломоносов тоже не чужой: он выступал за то, чтобы в стране было больше лекарей и аптек, считал, что эпидемии могут быть побеждены, а младенцев сирот нужно воспитывать в приютах.

* * *

Много известно о научных достижениях Ломоносова, и гораздо меньше – о его семье. Его женой была немка Елизавета Цильх, они воспитали дочку Елену. Названа она была в честь рано умершей матери Михаила Васильевича.

* * *

Среди правнуков Ломоносова – та самая прекрасная и героическая Мария Раевская, которой посвящал стихи очарованный Пушкин («На холмах Грузии лежит ночная мгла» и другие), та самая, что потом стала женой декабриста Волконского – и прожила много лет с ним в ссылке в Сибири.

* * *

Ломоносов тепло относился к своей сводной сестре Марии, стал крестным отцом ее сыну Мише Головину, устроил его учиться. Его история описана в замечательной повести О. Гурьян «Мальчик из Холмогор». Миша и сам стал ученым. Потом в доме Ломоносова поселилась маленькая племянница Матрена. От нее мы знаем много милых мелочей о жизни ученого.

* * *

Также другом и помощником Ломоносова был брат жены – Иоганн Цильх. Настолько талантливый, что свое стекольное «мозаичное художество» Михайло Васильевич доверил только ему.

* * *

Ломоносов любил позаниматься с гирями, каждая весила 6-8 кг. Вообще он был человек высокий, крепкий.

* * *

Когда профессора Рихмана, экспериментировавшего с электричеством, убило молнией, Ломоносов, который интересовался той же темой и очень уважал его труды, просил оказать его семье посильную помощь.

Литературный блог
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

0 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии