Нежный сигнал мокрого рожка
Выгоняет вагоны со станций
На товарные поля —
Рельсовые паутины,
Что расцветают лакомыми огоньками:
Грушевый, апельсинный, лимонный,
Черносмородинный, мятный, малиновый.
Еще нагибаются ветви
Еще нагибаются ветви,
Заглядывая в окна;
Еще машут знакомые шкурки деревьев;
Но пыльным сияньем зарева
Пышет существованье города:
Стрекочут по глазам
Пулеметные ленты фонарей;
Пока еще как деталь,
Уж доводящая сознанье до абсурда,
Ручной, неистовый, детский,
Тявкает в пригороде трамвай.
Последне ощущенье тормоза,
Будто живущего внутри тебя;
Суетлива рассеянность
На качающемся от неподвижности перроне.
До крайности необходимо
До крайности необходимо, чтобы
Усвоить географию,
Смотаться в Лихо… боры
Аль съездить в типографию.
Выстуканная и выслушанная ротация
Послушно и самостоятельно отдувается,
Выпивая с рулона непрерывный водопадик бумаги.
Повышена фабрика на этаж и октаву
Женским гомоном голосов
В брошюровочной и переплетной.
Средь потного дыханья клея,
Средь бумажных завалов
Потайные гильотины резальных станков
Окунаются, как в сливочные масла,
В каменные пласты бумаги.
«Фальцевалки» всеми струнами фибр берегут лист,
Внезапно отмечая его нитяными укусами.
«Тачалки» звонкими собачонками огрызаются,
Источая струю проволочного яда.
Стереотипная — чертова кухня — блистает, —
Средь инквизиционных дыбов, прессов,
Ухватов, кочерег и деревянных молотков, —
Слитками и стружками матерьяла.
Металлические операционные столы с телами
Захлороформированных форм набора.
Под нависшими прокопченными капорами
Плиты с котлами плави.
Слоеная маца матриц
Близ плоской и выгнутой тяжести стереотипов.
Мозги слипаются и глаза теряют память
В зеленой корректорской заводи.
Когда шуршит бумажная тишина
Бесчисленными толпами букв, —
Безмолвно гудит механизированная голова
Концепциями высокого напряженья и внутреннего сгоранья.
Метранпаж намечает порции оригинала:
На линотип — горячие сгустки строк
Налить из тупого и педантичного автомата;
На типограф — выдоить такие же строки
Из вежливого головастого уродца:
Поклонился, и прядью спадают
Струны волос, чуть не до полу;
На монотип — в грохоте разрывных капель букв
Закончить изящный двойной процесс;
На ручной — на высокую сознательность
Квалифицированной рабочей силы,
Чтоб чистейшим был сложнейший набор;
Заголовки, титула, обложки —
В акцидентный, на мелоча;
Верстальщикам портянки надорванных гранок.
Тискальщик равномерно занимается физкультурой.
Посасывает скрежет и чавканье машин.
Густо благоухает чад гарта и краски.
В тупом, головном, металлическом испаренье матерьяла
Наборная — на полном ходу.
Истеченье осени отвратительно
Длится, кашлем шевеля
Внутренность каждого жителя.
Сто голов
Сто голов —
С больных да на здоровую —
Один ум.
Симпатичный шантретик,
Глаза вы карие, медный лоб.
Втянуты наливные щечки,
Губки бантиком, до ушей,
Того гляди, лопнет, сломится
Тоненькая воловья шейка;
Очень косая сажень в узких плечах,
Впалая грудь колесом,
Антоновками набухли дряблые мошонки грудей;
Возьми руку как спичка, загребущую,
С могучих бедер узкого таза,
С эластичного живота,
Повисшего над курчавой плесенью паха:
Не вишь рази, что не в свою тарелку,
А в баленство матка выпадает.
Простуженная всеми студнями
Простуженная всеми студнями,
Бездетная детоубийца,
На старости лет, при смерти,
Слышит из пятого своего этажа,
Как на улице стройный хор
Не по-людски проросших абортвецов
Нетутошним баритоном вопит:
«Ма-м-ма!»
«А кто, спросите, были их мамаша?»
Вот суккина… «Да вы, чего лаетесь?
Конечно, дело прошлое, не монашка»…
Вот и прославитесь.
Уж слышу
Уж слышу: свистящее тремоло
Предутренней сварки трамвайных рельсов,
Да холостую трель
Проверки милицейского поста.
Уж вижу: как жидкая темнота,
От верхушек деревьев поотстав,
Продирает взор,
Чуть перекосив
Чуть не ту ж краюху вечера.
Косоглазенькая лапочка
Косоглазенькая лапочка.
Смазливенькая сметанка.
Интимная пупочка.
Яблочная родинка.
От каждого поступочка
Как жидовочка. Как уродинка.
Как вся тут без останка.
Латышка — подмышка.
Хохотушка. Кацапочка.
Он длился
Он длился:
Этот ночь, день, утро, вечер, вечность, закат;
Простирал свое состоянье
На каравай дремучего неба.
Играет наша природа
В эдакой тонкости темпа:
От разлагающейся гнойкоты,
От маринованной голубизны,
От боли, длинно прижатой
Отрицательным звучаньем пауз.
Он мало понимал и жил
Он мало понимал и жил,
Не подымая век,
Когда его остановил
Любимый человек.
Ее потом забыл, а ласковость
Запомнилась им навек,
И было чем прополаскивать
Пустой от сна ночлег.
Любимицы растают пуще,
Чем прошлогодний снег.
Разнесло рассветное небо
Разнесло рассветное небо
Плавным дыханьем цвета.
Без мифологических выдумок
И я — просто-напросто —
Дышу навстречу.
Соловей
Жизни круг почти очерчен,
И медовый соловей
Тусклым басом, будто шершень,
Трелью брякает своей.
Но восходят постепенно
Лист салата, цвет и ель,
Наполняя силой тленной
Громобулькающую трель.
Повышается, тончится,
Высвистывается она:
И выходит, что уж птица
Снова кличет сердцу: «на!»
Снова бьет крылом надежды
Огнедышащая трель,
На тускнеющие вежды
Нагоняя прежний хмель.
Сюркуп
Шествуй с музыкой и с песнею,
Вширь на животе ползя.
Получай за службу пенсию,
Коли взяток брать нельзя.
Невзирая на коррупцию,
Ковыряя щёлки в рай,
Собственной своею «руцею»
Духи ближних предавай.
От дневного света вянущий,
Мрак несущий в стан теней,
Где найдешь себе пристанище,
Людоед и лиходей?
Покрывайся свежей плесенью
От мозолей до плешин:
Да излечит хворь телесную
Собственный пенициллин!
Точно так ведется издревле,
Что, попавши под прицел,
Кое-кто от жизни выздоровел
И от смерти уцелел.
__________________
*Сюркуп — перекрышка (карточный термин).
Свидетелю
Средь разного рода лишений
Единую знаешь поживу,
Которая в центре мишени:
Быть живу, быть живу, быть живу.
Очнись, отряхнись и ответствуй
Насупленному супостату,
Что мысли греховному месту
Быть святу, быть святу, быть святу.
Но помни, не гневаясь впрочем
В ответ на позорную тему,
Что лучше тебе, как и прочим,
Быть нему, быть нему, быть нему.
Прищурясь, посматривай: эко
Досталось в наследье к беспутству
Свидетелю нашего века
Быть слепу, быть глуху, быть пусту.
Русская песня
1
Вынают, с ходу трепеща,
Аккордеон из-под плаща:
Воняет плащ резиной.
Аккордеон новехонек,
Он принесен разиней, —
Тем, что похож на окуня,
Тем, что сейчас разинет
Всю пасть аккордеонову,
Тем, что под розовой осиной
Завоет песню по-нову.
2
Осенняя осина —
Дешевые дрова —
Не сукина ли сына
Под тобой голова?
Эка Катя, Катерина,
Терина-Катерина,
В ей порода материна,
Можешь быть уверена!
4
Не верю я. И ты не верь.
То — тетерев зовет тетерь.
Не трожь. Не кличь. Не вырони.
Прилип, не денется теперь,
И перья растопырены.
5
Развернулась веером
За поляной рощица;
Ветерок-несеверен —
Меж ветвей полощется;
Пепельному солнцу в поле
Сетуй о плакучей доле;
Над березой — что разлукой —
Легкой памятью аукай.
Птенчик
Средь обывателей, талантов, пьяниц,
Тупиц и гениев висит гнездо,
В котором каждый птенчик – иностранец,
Пришпиленный к подолу Виардо.
Нет ничего колючее и злее
Рулады вялой ежедневных гамм,
Проложенных небрежно по аллее,
Ведущей непосредственно в твой храм.
Торчмя торчит глававый набалдашник
Слепого разума двуногих злюк,
Которым сор идей позавсегдашних
Сегодня обезвредить недосуг.
И в магии таинственного слова,
Клеймящего узлы разлук и встреч,
Полна значенья самого простого
Высокая значительная речь.
Нелюдимо
Нелюдимо наше горе:
Одиночество, как тьма,
Обживается тем скоре,
Чем слабей огонь ума.
И когда проходит мимо –
Ни обычно, ни ново –
Наше счастье: нелюдимо,
Потому что нет его.
Язык
Мы живём в безвоздушном пространстве,
Не крича, не шепча, не дыша…
А попробуй по жизни пространствуй
Странной переступью антраша.
Все повадки и навыки лисьи
Израсходованы меж потреб,
А большие и чистые мысли
Не годятся к обмену на хлеб.
На соседей оглядки бросаючи,
Под оглядками ближних бредя,
По-людски, по-собачьи, по-заячьи
Подставляем умы для бритья.
Брейте, перебирайте, стригите,
Укрощайте, корнайте, обтрясывайте,
Чтоб бессмертных сдержать на граните
Воплощённых мечтаньиц о паспорте.
Что ж это происходит? По-видимому,
Как на чей, а на бережный взгляд –
По-тоскливейшему, по-обыденному
Нам приказывают и велят
Наших горестей писк комариный,
Наших болей удержанный крик…
И виденье казнённой Марины
Кажет высунутый язык.
Скафандр
В потугах творческих сначала
Я нужных слов не находил:
Мне всё вокруг обозначало
Желанный символ тайных сил.
И не в названьях было дело,
А в том, чтоб наспех продохнуть
Всем тем, что пело и летело,
Стремглав переполняя грудь.
Потом пришёл отбор понятий,
И вместе с ним такая стать,
Чтоб на натянутом канате
Стоять, ходить и танцевать.
Теряя силы на размене,
Копя проросшее зерно,
Дыша тугим обменом мнений,
Задохнуться немудрено.
Но в крепко спаянном скафандре
Я проникал до дна глубин,
Где б надлежало быть Кассандре,
Куда сходился клином клин.
И там отстаивалось слово,
Там слово начинало петь,
Там ветреность всего живого
Оно в свою ловило сеть.
Скафандр мой цел. Надёжен ворот,
Меня влекущий на волну.
И я, уютом не поборот,
Готов спускаться в глубину.
Поэту
Не подвиг бывает предпринят,
Когда, под влияньем шлеи,
Подумает и отодвинет
Запетую нитку любви.
Он понят. И в нём ничего нет
Такого, чего нет в других.
Он не закричит, не застонет –
Доверчив, сконфужен и тих.
А голос божественно свежий
Бессмыссленно радостных птиц
К нему залетает всё реже,
И он говорит ему: «Цыц!»
Он – странен, как старый крестьянин
Поблизости с конферансье –
Любой пустяковиной ранен
В своём раскалённом житье.
Как карканье древней Кассандры,
Всё – тянет в безвестную тьму,
Всё давит. Хотя оркестранты
Поют славословья ему.
Кукареку
Сократ был контрреволюционером,
За что и принял смерти приз.
Плюнь, трижды плюнь. Стократ — другим манером
Горячей жизни прикоснись.
Высокопоэтические мысли
(Благоразумью ль вопреки?)
Поглубже прячь; в глухой архив отчисли:
Чтоб корень вырос, режь ростки.
На выспреннее вытараща зенки,
О сверхсознанье не трубя,
Строй смирно домиков и замков стенки —
Да не поставят к ней тебя.
Да благо будет ти, да многодетным
Покинешь ты курятник свой,
Когда пожмет, отмыв грядущий свет нам,
Рука руку — твоей рукой.