В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает черт качели
Мохнатою рукой.
Качает и смеется,
Вперед, назад,
Вперед, назад,
Доска скрипит и гнется,
О сук тяжелый трется
Натянутый канат.
Снует с протяжным скрипом
Шатучая доска,
И черт хохочет с хрипом,
Хватаясь за бока.
Держусь, томлюсь, качаюсь,
Вперед, назад,
Вперед, назад,
Хватаюсь и мотаюсь,
И отвести стараюсь
От черта томный взгляд.
Над верхом темной ели
Хохочет голубой:
— Попался на качели,
Качайся, черт с тобой!-
В тени косматой ели
Визжат, кружась гурьбой:
— Попался на качели,
Качайся, черт с тобой!-
Я знаю, черт не бросит
Стремительной доски,
Пока меня не скосит
Грозящий взмах руки,
Пока не перетрется,
Крутяся, конопля,
Пока не подвернется
Ко мне моя земля.
Взлечу я выше ели,
И лбом о землю трах!
Качай же, черт, качели,
Все выше, выше… ах!
Анализ стихотворения «Чертовы качели» Сологуба
Впервые произведение Федора Сологуба «Чертовы качели» было опубликовано в журнале «Весы».
Стихотворение написано летом 1907 года. Его автору в эту пору исполнилось 44 года, он инспектор и педагог городского училища, награжден за службу, регулярно публикуется, читающей публике известен прежде всего своим романом «Мелкий бес». Однако для частной жизни поэта этот год – роковой. Весной стало ясно, что его сестра Ольга умирает. Образ сестры часто появляется в его поэзии. Ф. Сологуб дорожил памятью детства, ее сердечной привязанностью к нему, ценил ее помощь в быту и создаваемый в их общем доме уют. Он перевез умирающую на дачу в сельскую местность, в Райволу. Но летом она умерла. За этим последовал и новый удар: его сняли с должности инспектора, более того, даже просто учителем он там не смог остаться. Попросили и освободить скромное казенное жилье. Так он остался без единственного родного человека на свете, без работы и дома, с которым было столько связано. В этой обстановке и создавались «Чертовы качели». По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, дважды принимающей вид охватной. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Скупыми средствами поэт создает жуткую в своей будничности картину. Белый день, вековой лес, «шумная река», а над ними летают старые качели с уставшим человеком средних лет. Символизм здесь спаян с предельным реализмом. Мучитель описан несколькими штрихами: мохнатая, жилистая рука, с силой раскачивающая доску, визг и хохот. Рефрен: «вперед, назад» усиливает монотонность этого леденящего кровь развлечения. «Скрипит и гнется»: качели самодельные, они явно не выдержат. Но на помощь никто не придет, уверен поэт. Он не зовет людей, не обращается и к Богу. Перечислительная градация в 4 строфе. «Отвести стараюсь взгляд»: договориться не получится. Герой старается не подавать виду, насколько ослаб. «Попался, качайся!»: метафора человеческой жизни. «Визжат»: мучителей легион. «Конопля»: пенька. Между тем, герой знает, что бессмысленную пытку прервет только смерть. «Ко мне моя земля»: пока же он в подвешенном состоянии. В финале в отчаянном упоении он просит черта качать сильнее, «выше ели». Наконец, все кончено: междометие «ах!» после «лбом о землю трах!» — кульминационный вскрик, вырвавшийся из груди незадачливого героя. Лексика нейтральная и просторечная, с внутренним монологом и прямой речью. Эпитеты: стремительной, шатучая, грозящий. Инверсия: трется канат, снует доска. Есть аллитерация.
Пессимистическая поэзия Ф. Сологуба – классика символизма в литературе Серебряного века.