Работая локтями, мы бежали,-
кого-то люди били на базаре.
Как можно было это просмотреть!
Спеша на гвалт, мы прибавляли ходу,
зачерпывая валенками воду
и сопли забывали утереть.
И замерли. В сердчишках что-то сжалось,
когда мы увидали, как сужалось
кольцо тулупов, дох и капелюх,
как он стоял у овощного ряда,
вобравши в плечи голову от града
тычков, пинков, плевков и оплеух.
Вдруг справа кто-то в санки дал с оттяжкой.
Вдруг слева залепили в лоб ледяшкой.
Кровь появилась. И пошло всерьез.
Все вздыбились. Все скопом завизжали,
обрушившись дрекольем и вожжами,
железными штырями от колес.
Зря он хрипел им: «Братцы, что вы, братцы…» —
толпа сполна хотела рассчитаться,
толпа глухою стала, разъярясь.
Толпа на тех, кто плохо бил, роптала,
и нечто, с телом схожее, топтала
в снегу весеннем, превращенном в грязь.
Со вкусом били. С выдумкою. Сочно.
Я видел, как сноровисто и точно
лежачему под самый-самый дых,
извожены в грязи, в навозной жиже,
всё добавляли чьи-то сапожищи,
с засаленными ушками на них.
Их обладатель — парень с честной мордой
и честностью своею страшно гордый —
все бил да приговаривал: «Шалишь!…»
Бил с правотой уверенной, весомой,
и, взмокший, раскрасневшийся, веселый,
он крикнул мне: «Добавь и ты, малыш!»
Не помню, сколько их, галдевших, било.
Быть может, сто, быть может, больше было,
но я, мальчишка, плакал от стыда.
И если сотня, воя оголтело,
кого-то бьет,- пусть даже и за дело! —
сто первым я не буду никогда!
Анализ стихотворения «Картинка детства» Евтушенко
Краткий анализ стихотворения по плану
История создания
Стихотворение написано в 1963 году, молодым, уже известным поэтом, и посвящено воспоминаниям детства. Если в начале этого года он был во Франции, то на исходе лета – на малой родине, в Сибири.
Жанр, тема, идея
Жанр: философская лирика, стихотворение о поступке, зарисовка с натуры.
Тема: ребенок видит, как толпой бьют одного.
Идея: не поддаваться стадному чувству, не принимать участие во зле, оставаться человеком, иметь свою позицию. «Если сотня… кого-то бьет, пусть даже и за дело! – я не буду».
Композиция: 7 строф, линейная, события разворачиваются в хронологическом порядке. Есть тут и умолчание: читатель и герой не знают, с чего все началось — за что бьют человека. Рифмовка парная и кольцевая.
Лирический герой: маленький мальчик, наверно, лет 7, еще «сопливый», в валенках. Он шустрый, любопытный, искренний.
Дети сбежались посмотреть, как бьют какого-то мужчину. Он не чужой этим людям, называет их «братцы». Мальчику стало стыдно за взрослых людей. Он хотел бы, но не мог их остановить. Ребенок получил урок на всю жизнь: не бить исподтишка, в толпе, дать человеку шанс оправдаться, не устраивать самосуд. Взрослые в этой истории подают плохой пример детям.
Средства выразительности
- Эпитет: «правотой уверенной, весомой».
- Фразеологизм: лежачего не бьют (человек упал, сдался, подло его добивать). «Работая локтями»: то есть, расталкивая других, в спешке.
- Обращение: «братцы», «малыш».
- Риторическое восклицание: «сто первым я не буду никогда!»
- Ключевые образы: толпа, белый снег, ставший грязью, слезы ребенка.
- Метафоры: «кольцо тулупов, дох и капелюх» (будто избивают не люди, а какая-то недобрая сила); «воя оголтело» (как звери), «нечто, с телом схожее» (человек).
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы: «в сердчишках».
- Увеличительный суффикс (чтоб подчеркнуть грубость): «сапожищи». «Ушки» по бокам были тогда у армейских сапог. «В санки дал с оттяжкой»: выражение сибирское, значит – ударить в челюсть.
- Оксюморон: парень с «честной мордой» совершает бесчестный поступок.
- Анафора (одинаковое начало строк): «толпа сполна», «толпа на тех».
В стихотворении много глаголов, чтоб подчеркнуть движение толпы.
сто первым я не буду никогда… а сто вторым с радостью)
Топ стих
Стих в целом интересный, но я сначала не уловила суть всего в тексте. Потом начала понимать. Как я поняла по содержанию там мальчик не захотел бить человека, поэтому и плакал от стыда. А сто первым не будет потому, что он честный и он понимает что этим дело не закончится. В рассказе все люди бьют провинившегося. Получается как-то так.
Классный стих мне понравился
А анализ кто этому стихотворению есть?
Это очень больно читать
как-то скучно
Очень больно, я в депрессии
один из лучших стихов и любимейших моих.прочла недавно сыну 13 лет — ему очень понравился. о стадном чувстве и как важно не быть в стаде а всегда оставаться человеком, иметь свое мнение