Миниатюра «Всё мысль да мысль» Евгения Абрамовича Баратынского впервые была представлена читающей публике на страницах журнала «Современник».
Стихотворение написано не позднее 1840 года. К этому времени автор его давно ведет уединенную частную жизнь со своим семейством, хозяйствует в имении, мало пишет, готовит к изданию итоговую книгу стихов.
В жанровом отношении – философская лирика, размышления о предназначении поэта и его судьбе, рифмовка смешанная (есть и охватная, и перекрестная), деления на строфы нет. Поэт относил стихотворение к антологическим, то есть, описанные в нем чувства были понятны не только современным поэтам, но и творцам древности. Что касается центрального образа стиха, то еще А. Пушкин писал об его авторе: «он у нас оригинален – ибо мыслит». Поэту важна не экспрессия чувств, а влияние высказанной в стихе правды, прозрения на души человеческие. Оттого поэт – и жрец мысли, и ее раб. Она – его проклятие и награда.
«Забвенья нет»: на шумном пиру жизни «бедный художник слова» – едва ли не единственный, кто не в силах отвлечься. «Правда без покровов»: ужасающая сердце открывшего ее художника. «И смерть, и жизнь»: как есть, первая – в своей неотвратимости, вторая – быстротечности. «Резец, орган, кисть»: орудия искусства (скульптуры, музыки, живописи) и Танталовых мук. «Влеком чувственным»: то есть, не принимает близко к сердцу, наслаждается лишь внешней, развлекательной стороной искусства. Тогда «на празднике мирском» он будет и во хмелю, и в кругу единомышленников. «Острый луч»: безжалостно прогоняющий тени, высвечивающий безобразное и прекрасное. «Бледнеет жизнь земная»: обольщение суетой уже не властно над поэтом. Он изгой, ноша его велика – и разделить ее не с кем. Это и печать проклятья, и благословение. Предать себя искусству – словно открыть ящик Пандоры, стать сродни осмеянной Кассандре, пророчествам которой никто не верил.
Лексика стиха возвышенная, устаревшая (пред, влеком), интонация напряженнейшая, исповедальная. Автор вводит читателя в собственное трагическое мироощущение. Стихотворение – метафора творчества вообще. Множество восклицаний, обращений, перечислений. Эпитеты (художник бедный, нагим мечом), анафора, прием противопоставления, сравнение (как пред мечом), многосоюзие, повторы.
Избранничество и отверженность поэта – лейтмотив произведения «Все мысль да мысль» Е. Баратынского.
Красиво. Хорошие и правильные слова: счастлив, кто увлечён чувственным (высоким и прекрасным), не переходя грань искусства, не сжигая себя дотла до полной самоотдачи… И всё так же поражает эта сила Мысли…