Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!
О жрец ее! тебе забвенья нет;
Всё тут, да: тут и человек, и свет,
И смерть, и жизнь, И правда без покрова.
Резец, орган, кисть! счастлив, кто влеком
К ним чувственным, за грань их не ступая!
Есть хмель ему на празднике мирском!
Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная.
Анализ стихотворения «Всё мысль да мысль» Баратынского
Миниатюра «Всё мысль да мысль» Евгения Абрамовича Баратынского впервые была представлена читающей публике на страницах журнала «Современник».
Стихотворение написано не позднее 1840 года. К этому времени автор его давно ведет уединенную частную жизнь со своим семейством, хозяйствует в имении, мало пишет, готовит к изданию итоговую книгу стихов. В жанровом отношении – философская лирика, размышления о предназначении поэта и его судьбе, рифмовка смешанная (есть и охватная, и перекрестная), деления на строфы нет. Поэт относил стихотворение к антологическим, то есть, описанные в нем чувства были понятны не только современным поэтам, но и творцам древности. Что касается центрального образа стиха, то еще А. Пушкин писал об его авторе: «он у нас оригинален – ибо мыслит». Поэту важна не экспрессия чувств, а влияние высказанной в стихе правды, прозрения на души человеческие. Оттого поэт – и жрец мысли, и ее раб. Она – его проклятие и награда. «Забвенья нет»: на шумном пиру жизни «бедный художник слова» – едва ли не единственный, кто не в силах отвлечься. «Правда без покровов»: ужасающая сердце открывшего ее художника. «И смерть, и жизнь»: как есть, первая – в своей неотвратимости, вторая – быстротечности. «Резец, орган, кисть»: орудия искусства (скульптуры, музыки, живописи) и Танталовых мук. «Влеком чувственным»: то есть, не принимает близко к сердцу, наслаждается лишь внешней, развлекательной стороной искусства. Тогда «на празднике мирском» он будет и во хмелю, и в кругу единомышленников. «Острый луч»: безжалостно прогоняющий тени, высвечивающий безобразное и прекрасное. «Бледнеет жизнь земная»: обольщение суетой уже не властно над поэтом. Он изгой, ноша его велика – и разделить ее не с кем. Это и печать проклятья, и благословение. Предать себя искусству – словно открыть ящик Пандоры, стать сродни осмеянной Кассандре, пророчествам которой никто не верил. Лексика стиха возвышенная, устаревшая (пред, влеком), интонация напряженнейшая, исповедальная. Автор вводит читателя в собственное трагическое мироощущение. Стихотворение – метафора творчества вообще. Множество восклицаний, обращений, перечислений. Эпитеты (художник бедный, нагим мечом), анафора, прием противопоставления, сравнение (как пред мечом), многосоюзие, повторы.
Избранничество и отверженность поэта – лейтмотив произведения «Все мысль да мысль» Е. Баратынского.