Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота…
Я в обиде
Съел пирог
и в обиде
я прилёг,
и проспал в ней два часа.
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать
не захотелось.
Анализ стихотворения «Обида» Мошковской
Стихотворение «Обида» Эммы Эфраимовны Мошковской – поучительный юмористический пример вреда обид.
Стихотворение написано в 1960-е годы. Поэтессе в эту пору около сорока лет, она один из самых востребованных детских авторов, в ее литературном багаже – множество изданных книг. В свое время она получила музыкальное образование и даже работала по профессии. Однако «нерастраченная память детства» влекла ее на писательский путь. Она успела заручиться поддержкой С. Маршака и К. Чуковского, увидела свои стихи в журналах, наконец, началось сотрудничество с издательством «Детский мир». В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка смежная, перекрестная, тавтологическая, 3 строфы. Лирический герой – обиженный мальчишка. В первой же строке он делает заявление: я ушел. Естественно, «в свою обиду». Обижаться, так уж всласть. Тем более, если никто не замечает, как ты расстроен. Как можно заниматься повседневными делами, когда тут такое. Пожалуй, надо произнести какую-нибудь впечатляющую угрозу. Например: буду жить в ней все года! Нужно же, наконец, проявить характер. Вторая строфа – последствия обиды. Они всегда одинаковы. Весь мир стал серым и неинтересным. Герою даже захотелось, чтобы в его шкуре побывал еще кто-нибудь. Тот, кто на него не пожалуется. Например, можно прогнать ласкового щеночка или исподтишка дернуть старого кота за хвост. Не очень сильно, но чтобы он почувствовал, какова его обида на вкус.
В финале у героя некстати просыпается аппетит. И зачем это мама пирог испекла, ведь у него совершенно не было настроения его есть. А теперь вот появилось. Однако его не проведешь, и мальчик кушает с обидой напополам. После чего, разумеется, пришлось прилечь. На два часика, не больше. Обида, само собой, прилегла рядом. Он даже как будто держал ее за руку, чтобы не ушла. Проснувшись, герой чувствует себя просто великолепно, мир вновь разноцветный и полон чудес. «Куда-то делась!» Он немножечко смущен, что так долго дулся. Ну, ничего, еще не поздно наверстать потерянное время. Надо сбегать во двор, там ребята во что-то играют. Э. Мошковская в этих стихах смотрит на жизнь глазами ребенка, использует характерные особенности детской речи и поведения, живописует эмоции, испытанные мальчиком, в том числе, детскую отходчивость. Портрет получается узнаваемым и назидательным как для ровесников героя, так и для тех, кто постарше, но любит обижаться. Звукопись (аллитерация), многоточия подчеркивают недовольную, капризную интонацию стиха. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают несправедливость угрюмого взгляда на мир: цветочка, щеночка. Глаголы придают стихам динамичность. Строфы связаны многосоюзием, перечислительными градациями.
Стихи Э. Мошковской о детях отличаются тонким психологическим рисунком и неподдельно искренней интонацией.
супер