Стихи «Вера и Анфиса» Эдуарда Успенского были положены на музыку композитором Григорием Гладковым.
Стихотворение написано примерно в 1980-е годы. Его автору в этот момент около пятидесяти лет, он популярнейший детский писатель, автор сценариев к мультфильмам и кино, драматург, соорганизатор нескольких передач для детей на телевидении (например, «Спокойной ночи, малыши!»).
В жанровом отношении – песенка, рифмовка парная, 3 строфы с веселым рефреном после каждой. Зная тягу детей ко всему необычному, писатель делает питомицей девочки экзотического зверька, обезьянку. Отношения у них чисто приятельские («подружка»), хотя героиня-шалунья и «иностранка, интуристка» (последнее словечко в те годы имело широкое хождение). Оказывается, родители тоже воспринимают обезьянку как члена семьи, почти как дочку: «сестренку рожать им не надо». Более того, зверек должен отучить девочку от эгоизма, иногда свойственного детям, у которых нет братьев и сестер. Родители фантазируют, какой «она вырастет доброй», отзывчивой, внимательной. Действительно, именно обезьяна и должна сделать из нее хорошего человека и полезного члена общества. Смотрят они и в совсем отдаленное будущее: «станет прекрасною мамой». То есть, польза от обезьяны в доме очевидна. Однако жизнь расставит все по своим местам, и прекраснодушные мечты разобьются о реальность.
Как и положено в произведениях для детей, автор дает имена своим героям. Обезьяна получила от писателя необычное старинное русское имя неслучайно. Оказывается, здесь он обыгрывает один автобиографический момент времен своей жизни на малой родине, в Егорьевске. Такое имя носила одна заведующая отделом образования, с которой Э. Успенскому приходилось сталкиваться. Заметим, что в стихах это имя подается только с фамильярным суффиксом. И вообще в строфах множество уменьшительных суффиксов всех видов. Лексика разговорная, интонация задорная. Различим авторский голос, с юмором описывающий родителей Веры. Эпитетов немного, в основном, в завершающей строфе. Ряд отрицаний в первой строфе («не котенок, не игрушка»). Интересно, что конкретного словесного портрета «иностранки» нет. Множество лексических повторов, перечислительных градаций. Анафоры, параллелизм, парентеза (вводные конструкции): наверно.
По циклу приключенческих историй про Веру и Анфису было снято несколько мультфильмов.