Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелетов,
Разным посвистом свисти.
Но, шатаясь по дорогам,
Под заборами ночуя,
Дидель весел, Дидель может
Песни петь и птиц ловить.
В бузине, сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой,
На сосне звенят синицы,
На березе зяблик бьет.
И вытаскивает Дидель
Из котомки заповедной
Три манка — и каждой птице
Посвящает он манок.
Дунет он в манок бузинный,
И звенит манок бузинный,-
Из бузинного прикрытья
Отвечает соловей.
Дунет он в манок сосновый,
И свистит манок сосновый,-
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы.
И вытаскивает Дидель
Из котомки заповедной
Самый легкий, самый звонкий
Свой березовый манок.
Он лады проверит нежно,
Щель певучую продует,-
Громким голосом береза
Под дыханьем запоет.
И, заслышав этот голос,
Голос дерева и птицы,
На березе придорожной
Зяблик загремит в ответ.
За проселочной дорогой,
Где затих тележный грохот,
Над прудом, покрытым ряской,
Дидель сети разложил.
И пред ним, зеленый снизу,
Голубой и синий сверху,
Мир встает огромной птицей,
Свищет, щелкает, звенит.
Так идет веселый Дидель
С палкой, птицей и котомкой
Через Гарц, поросший лесом,
Вдоль по рейнским берегам.
По Тюринии дубовой,
По Саксонии сосновой,
По Вестфалии бузинной,
По Баварии хмельной.
Марта, Марта, надо ль плакать,
Если Дидель ходит в поле,
Если Дидель свищет птицам
И смеется невзначай?
Анализ стихотворения «Птицелов» Багрицкого
Стихи «Птицелов» Эдуарда Георгиевича Багрицкого вошли в его дебютный сборник «Юго-запад».
Первая версия стихотворения датируется 1918 годом. К этому времени за плечами молодого поэта и служба в уголовном розыске, и командировка на фронт Первой мировой войны в экзотическую Персию, где он состоял при врачебно-питательном отряде. Зимой 1918 года он возвращается в Одессу и организует вместе с единомышленниками литературный кружок «Зеленая лампа». По жанру – неоромантическая пейзажная лирика, четырехстопный хорей, стих безрифменный, держится на ритме. Птичья тема в его стихах неслучайна. Пернатых любил еще его отец, он же подарил сыну первую птичку. Каждую весну будущий поэт частенько прогуливал уроки, увлекшись ловлей птиц. Уже тогда он мастерски подражал их голосам. Спустя годы он заселил птицами квартиру. Среди них любимыми были певчие: соловьи, славки, дрозды. Известен трогательный случай, связанный с увлечением поэта: однажды он самолично выпустил своих птиц на волю. Есть и анекдотическая история: про задиристого попугая, которого и сам хозяин побаивался.
Своего беспечного героя поэт помещает в условную неоромантическую обстановку старой Германии. Он не только со знанием дела, но и с любовью описывает путь Диделя по немецким землям. Ремесло птицелова только на первый взгляд кажется простым. На самом деле это – целое искусство, и в нем есть признанные мастера. «Песни петь и птиц ловить»: герой – веселый бродяга, странник, певец, свободный, как ветер. Он живет в гармонии с природой и даже похищает у нее певцов пернатых. Впрочем, в ликующей разноголосице пропажа нескольких нот ничуть не заметна. «Мир встает огромной птицей»: с жизнерадостной песней. В этой аллегории есть и связь с современными автору событиями: ведь и революционеры пришли как раз уловить мир. В финальной строфе – обращение к Марте. Возможно, девушке зачарованного птицелова. Он один на один с природой, а еще – в нем нет и капли прагматизма. Вот чем вызвана грусть Марты. Впрочем, сам герой свою судьбу на другую точно не променяет. Стих немного напоминает старинную песенку, лексика живая, разговорная, сюжет динамичен, в каждой строфе раскрыты секреты птицеловов. Россыпь названий птиц, топонимов: зяблик, синицы, соловей, Грац, Саксония. Перечисления, эпитеты (Баварии хмельной, звонкий манок), инверсия (посвящает он), звукопись. Глаголы подчеркивают особенность голоса каждой птицы (звенят, бьет). Повторы (бузинный, сосновый). Олицетворение (отвечает соловей), риторический вопрос в конце.
В «Птицелове» Э. Багрицкий славит союз человека и природы, свободу и полноту жизни.