Беспощадный выстрел был и меткий.
Мать осела, зарычав негромко,
Боль, веревки, скрип телеги, клетка…
Все как страшный сон для медвежонка…
Город суетливый, непонятный,
Зоопарк — зеленая тюрьма,
Публика снует туда-обратно,
За оградой высятся дома…
Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке,
Сбросить бы свою медвежью шубу
И бежать в тайгу во все лопатки!
Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка,
Носом, словно мокрая клеенка,
Он, сопя, обнюхивал углы.
Если в клетку из тайги попасть,
Как тесна и как противна клетка!
Медвежонок грыз стальную сетку
И до крови расцарапал пасть.
Боль, обида — все смешалось в сердце.
Он, рыча, корябал доски пола,
Бил с размаху лапой в стены, дверцу
Под нестройный гул толпы веселой.
Кто-то произнес: — Глядите в оба!
Надо стать подальше, полукругом.
Невелик еще, а сколько злобы!
Ишь, какая лютая зверюга!
Силищи да ярости в нем сколько,
Попадись-ка в лапы — разорвет! —
А «зверюге» надо было только
С плачем ткнуться матери в живот.
Анализ стихотворения «Медвежонок» Асадова
В лирике Эдуарда Асадова особое место занимает цикл стихов о человечности животных, сострадании к ним.
Стихотворение относится к 1948 году. Поэту 25 лет. Сразу после школы он добровольцем ушел на фронт. Был ранен, ослеп. Но нашел и любимую, и силы следовать призванию: писал стихи, перенес строгую, но все-таки ободряющую критику Чуковского, стал студентом Литературного института, его лирика появляется на страницах журнала «Огонек». Поэт сострадает каждому живому существу, попавшему в беду. В годы, когда в мире еще не обсуждалась тема этичности содержания животных в неволе на потеху публики, поэт называет зоопарк «зеленой тюрьмой». Кроме того, в послевоенном Московском зоопарке (а речь, вероятно, о нем) животные жили скученно, плохо питались, территория не чистилась, рук не хватало.
Интонация стихотворения взволнованная, построено оно на противопоставлении: свободы и клетки, города и тайги, людей и животных, отчаяния и веселья. У главного героя, медвежонка, охотники убили мать, а сам он попал в клетку. Поэт очеловечивает зверя («боль, обида в сердце»). Посетители зоопарка не желают ставить себя на место другого. Нет взаимопонимания. Перед ними испуганный дикий малыш, сирота. Но люди видят в нем «лютую зверюгу». Право на жизнь и свободу есть и у животных. Есть у них и чувства. Достаточно вспомнить «Стихи о рыжей дворняге» того же Асадова, «Песнь о собаке» Есенина, «Ворону» и «Медведя» Рубцова, «Слона» Саши Черного.
Среди выразительных средств стиха есть эпитеты: беспощадный выстрел, город непонятный, нестройный гул. Фразеологизмы: во все лопатки, глядите в оба. Сравнение: словно клеенка. Грубые просторечные слова с увеличительными суффиксами: зверюга, силища. Тревожные перечислительные градации, повторы, внутренний монолог медвежонка, прямая речь людей, умолчание, риторические восклицания, живая, колоритная лексика.
Когда кушать хочется, человек неведомо что творит… а вот когда убивают для развлечения…
Отличное стихотворение! Почему не взять из другого зоопарка медвежонка? Или с медведицей из природы, хотя Эдуард Асадов поднимает тему природы- тайги: она тоже как медведица- мать для медвежонка. Пусть в природе будут животные!
Весёлый стих
Ты что, совсем ничего не понял?! Что тут ВЕСЁЛОГО?!?!?!?!
Мне его очень жалко
Очень трогательное, до слез… Я люблю животных и против насилия над ними. Всегда думаю, а если людей так, то сколько было бы крика, обсуждений и т. д.. Люди, будьте людьми. Животные тоже живые и переживают….
Как по мне, очень трогательное стихотворение