Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости…
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек…
Анализ стихотворения «Очень-очень вкусный пирог» Хармса
Произведение «Очень-очень вкусный пирог» Хармса – возможность для детей попробовать себя в роли поэтов.
Стихотворение написано в 1930-е годы. Время для Хармса трудное, голодное. Власти считают его за антисоветчика. Он опасается публиковать стихи: ведь их могут понять неправильно. Отдушиной остается сотрудничество с детским журналом «Чиж». Поэт подружился с Ниной Гернет, главой редакции. В соавторстве с ней и создано это веселое, игровое стихотворение. По жанру – кулинарный детектив, шарада, головоломка, ребус для самых маленьких.
Рифма в стихе смежная. Она – подсказка в ответе на пропущенные слова. Игра начинается уже с названия. «Очень-очень»: типично детское выражение. Поэты говорят с детьми на детском языке. Игра развивает внимание, мышление, воображение, скорость реакции, чувство юмора, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром (к примеру, что мука продается в магазине, а на столе должны быть вилки, ножи), русской кухней (не торт, а традиционный творожный пирог), поэзией и рифмой, учит терпению, гостеприимству, дружбе, этикету (вежливости), быть в ответе за свои поступки. Герой взрослый, а поступает как ребенок.
Строчка про «устроить бал» будоражит детей своей сказочностью. Особенно девочек, знавших о балах, к примеру, из сказки о Золушке. Из второго двустишия дети узнают рецепт пирога. В этом месте авторы сами дают подсказку про «пирог». Дети понимают героя: мало кто устоит перед вкусненьким! Интрига была недолгой: герой слопал пирог целиком. И с большим удовольствием. Даже крошки подобрал. Что ж, повар из него хороший. А организатор плохой.
Герой делает вид, что гости сами виноваты. Случается такое и с детьми. Конечно, ему надо извиниться и придумать для веселья что-нибудь еще. Быть может, вместе с друзьями испечь еще один пирог. Среди выразительных средств стиха: пара эпитетов (в названии, и рассыпчатый), повторы (гости), гипербола (пока хватило сил, в минуту), фразеологизм (в минуту), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кусочек, крошек).
Стихотворение «Очень-очень вкусный пирог» необычно уже тем, что его сочиняли два автора, преданных детской литературе.
нормально. (задали домашку)