Зрелая лирика Бориса Леонидовича Пастернака полна размышлениями о современном человеке вообще, и советском — в частности.
Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в эту пору исполнилось 66 лет, внешне его жизнь выглядит достаточно упорядоченной: семья, домик в Переделкине, завершена работа над романом всей жизни «Доктор Живаго», появилась надежда на публикацию хотя бы части того, что писалось в стол. Однако впереди травля за роман и присуждение ему Нобелевской премии, исключение из Союза писателей.
По жанру – гражданская лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 6 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция условно делится на 2 части. В первой герой повествует о своих симпатиях к простым людям, которые часто отвечали ему взаимностью, во второй – констатирует, что теперь «уклад подвалов» ошельмован, все достигают средненького, но благополучного мещанского счастья, пользуются любыми доступными радостями жизни, суеверно обходя те места и тех людей, где беда, нужда, где задают неудобные вопросы.
В 1 четверостишии поэт объясняет, что «льнул к беднякам» не как барин или идейный народник. Ему была интересна «жизнь без помпы и парада». В дом его родителей были вхожи люди с образованием, с интересами в области искусств, философии. Некоторые были людьми известными и состоятельными. Этот мир был любим им, но «голь перекатная» и «рвань» в своих чувствах и поступках, жизненном опыте порой ни в чем не уступала этому кругу. «Вещественен, телесен, весок»: не произведения искусства, мечты, а иногда и химеры, верховодили здесь. Люди добывали себе пищу физическим трудом. В советское время грани стерлись, естественность переменилась на мнимое довольство, недоверие, подозрение, зависть. Теперь герой не решился бы заговорить о «рвани». Все идут в светлое будущее, не замечая упавших, отстающих. «Оптимистов корча»: за этой своеобразной метафорой таится неприятие фальшиво бодрого взгляда на жизнь, за которым обычно скрывается черствость, равнодушие. Все изменилось, былой простоты больше нет. «Человека потеряли» в обществе, сбитый с толку, «потерял» его и сам поэт.
В стихотворении слышится назидательная, дидактическая нотка. Б. Пастернак хочет привлечь внимание к проблеме. Эпитеты: публикою деликатной (это еще и инверсия), возвышенного взгляда. Множество колоритных просторечий. Инверсия: коснулась порча.
В произведении «Перемена» Б. Пастернак повествует о людях «из трудового званья», которых ему довелось встретить на своем пути.
Класс