Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.
Анализ стихотворения «Определение поэзии» Пастернака
Философское определение поэзии пытались дать многие известные поэты. Б. Пастернак также обращался к этой теме в начале своего творческого пути. В 1917 г. он написал стихотворение «Определение поэзии», которое некоторые исследователи считают программным заявлением молодого поэта.
Произведение четко делится на две части. В первой автор дает четкие отрывистые определения. Каждая строка начинается со слова «это». Поэт применяет очень образные метафоры, сочетающие в себе абсолютно несхожие понятия. По его мнению, поэзию можно сравнить со звуками («круто налившийся свист»), особыми состояниями природы («ночь, леденящая лист»), ситуациями («двух соловьев поединок»).
Поэзия представляется Пастернаку слиянием «низкого» («заглохший горох») с «высоким» («слезы вселенной»). Поэзия включает в себя весь необъятный мир, поэтому ее невозможно описать в двух словах. Творчество является удивительным и волшебным процессом сотворения настоящего чуда.
Вторая часть очень сложна для понимания. В ней поэт отдает дань своему увлечению символизмом и футуризмом. Разговорные слова и выражения («градом на грядку», «хохотать») причудливо переплетаются с возвышенными («Figaro низвергается», «купаленных доньях»). Можно отметить возвышенное отношение автора к поэзии («звезду донести до садка»). На первый взгляд парадоксальным выглядит заявление автора: «вселенная — место глухое». Имеется в виду, что необъятному миру нет никакого дела до того, как к нему относится человек. Тем более далеко не каждый способен услышать и понять тайные звуки вселенной. Это — задача для настоящего поэта, обладающего тонко чувствующей душой.
Очень большое значение Пастернак придает олицетворениям, которые подчеркивают цельность и взаимосвязанность всех элементов вселенной («небосвод завалился», «звездам к лицу б хохотать»).
Таким образом, в произведении «Определение поэзии» Б. Пастернак утверждает, что поэзия не может быть отделена от самой жизни. Она является ее органической частью, находящей свое выражение в творчестве поэтов. Для того чтобы добиться подлинного отражения действительности, нужно внимательно прислушаться к собственным чувствам и ощущениям.
Необычная и оригинальная подача стихотворения. Такое своеобразное определение Поэзии, её восприятие, что и не каждому поэту придёт такое в его дремлющий ум… С точки зрения здравого смысла это похоже на вздор и бред, хотя возможно и не лишено смысла и философского мировосприятия. Но я не увидел здесь сравнение звезды с трепещущей рыбкой (здесь нет даже и намёка). Ночи открываются вселенной поля (поля информации, космический интернет, где находятся все знания, которые черпают через энергетические каналы учёные, изобретатели, поэты и т. д.). Автор оживил ночь, он представляет как она ищет на глубоких купаленных доньях, какую-то тайну вселенной и как она несёт на своих мокрых ладонях звезду, чтобы опустить её в садок (сетчатую ячейку ночи). Как я понял Пастернак в этом произведение утверждает, что Поэзия — это и красота, и величие, и гармония вселенной, природы и мироздания… Так он видел мир, такое у него было мироощущение в отличие от других Поэтов «Золотого и Серебряного Века» и такие художественные средства он и использовал, чтобы восхищать и удивлять не только людей своего времени, но и нас потомков (тех, которые увлекаются Поэзией и его творчеством). Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
А меня после прочтения вдруг осенило и у меня вот такое прозрение и определение Поэзии.
Это и Муза и величье,
И гармония, и красота,
Это и пение птичье,
И влюблённого мечта,
Это и сладость вдохновенья,
Бессонницы ночей,
И это слёзы умиленья,
И всезнающих очей.
Это трогательное стихотворение заставляет задуматься о том, что поэзия это не просто созвучие слов, а целый мир чувств, эмоций и переживаний. И автор удачно передаёт эту идею, сделав своё произведение настоящим гимном Поэзии.
Благодарю Вас за столь высокую оценку. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
глубоко…
Очень красивое стихотворение)~
Леван, Вы когда-нибудь золотую рубку в руках держали? Вообще маленькую рыбку пробовали удержать в ладошках? Попробуйте и поймёте, что никогда не удержите, как ни стараетесь. У Пастернака звезда сравнивается с трепещущей рыбкой. Вам кажется, что вы её поймали, миг — и нет её…
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях…кто-то может объяснить смысл этого строка?
Достал отражение звезды из реки, несёшь её, естественно, в мокрых ладонях до садка (садок — это не маленький сад, это сетчатая ёмкость, в которую варвары ловцы заключают пойманную рыбу, опускают в воду, чтобы она не почила и не протухла до того как они её будут резать).
Не перестану восхищаться как поэтам удается выразить мысль о том или о ином. Каждый раз, читая заново, понимаешь новое, открываешь для себя больший смысл.
Это же надо! Автор использовал очень сильные метафоры в этом стихотворении. Не каждому дано это уметь.
Очень интересно. Оказывается Борис Пастернак задолго до современной ПОП музыки умел писать такие дивные тексты. Я подозреваю, что возможно он заклал фундамент в тексты современных песен.
Нет слова «заклал», есть — «заложил».
(Но есть — «клал», нет — «ложил». Т.е. слова «…ложить, …ложил, …ложу» и т.д. применяются только с приставками за-, по-, у-, об-, и т.д.; а «класть, кладу, кладёшь и т.д. — только без приставок.)